Реформы по любви

Матвиенко путает темп собственной жизни с темпом изменений в огромном городе, который отличается консервативными традициями, - именно английское step by step верно описывает ситуацию с реформами в Петербурге.

Ежегодное послание губернатора городским парламентариям не следует воспринимать только как формальный политический ритуал. С нашей точки зрения, интересно рассмотреть выступление Валентины Матвиенко и как некий политико-психологический документ, дающий дополнительный материал к образу Матвиенко-реформатора. Похоже, Валентина Ивановна собственноручно дорабатывала текст послания, которое в итоге передает нам отношение губернатора к своей миссии, отражает ее управленческий стиль.

Стиль этот проявился уже в том, что Матвиенко охотно согласилась выполнять требование городского закона и выступать перед депутатами ЗакСа. Владимир Яковлев, напротив, последовательно уклонялся от этой разумной формы публичной коммуникации между ветвями власти: ему импонировали ежегодные партхозактивы в БКЗ "Октябрьский" с их характерным сценарием - реляции о "большой работе", зал, набитый номенклатурой, концерт, переходящий в братание.

Матвиенко озабочена вещами более насущными, прежде всего - петербургскими реформами. Видела ли она себя в роли реформатора, принимая предложение стать губернатором? Не знаю. Наверное, как в случае Горбачева или Ельцина, во многом это произошло спонтанно, как говорится - жизнь заставила, а также сыграло роль искреннее желание что-нибудь улучшить. И Матвиенко щедро жертвует делу реформ свою энергию, волю и оптимизм. Возможно, сначала кто-то и говорил ей "надо", но за полтора года она прониклась идеями реформ, полюбила их. Валентина Ивановна уверовала в необходимость и непременный успех преобразований, пытается расшевелить вялотекущее питерское чиновничество ("Я не вижу блеска глаз! Я сейчас вас дустом посыплю!" - ее фраза на одном из смольнинских заседаний).

Губернатор мыслит масштабно - и верит, что под ее руководством предпринимаются необходимые шаги для осуществления кардинальных изменений. Петербург - "европейская столица России", он призван "стать лидером российской модернизации" и превратиться "в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и гражданского развития". Ссылаясь на опыт 2004 года, Матвиенко демонстрирует железную уверенность: "Только инновационный стиль управления городом позволяет перешагивать сразу несколько ступеней на пути модернизации", поэтому "наша тактика - это прорыв, а не убаюкивающая неторопливость по принципу step by step".

Однако при губернаторской установке на триумфальное шествие реформ возникают серьезные опасения относительно их качества. Увы, сегодня во многих случаях можно говорить о том, что идеологически верные реформаторские начинания в сфере городской экономики и управления на практике бессистемны, поверхностны, декларативны.

Зачем тешить себя иллюзиями, что уже в 2004 году удалось "добиться нового качества экономического роста"? О каком "новом качестве" можно говорить, если для него очевидно не созданы необходимые условия - адекватный инвестиционный климат, инфраструктура для бизнеса и т.п.? Рано, на наш взгляд, говорить о том, что "решительно изменился инвестиционный пейзаж". Заявляется, что объем иностранных инвестиций впервые после трехлетнего спада вырос сразу на 41%. Но чиновники не могут внятно объяснить, за счет каких проектов (или хотя бы отраслей) получен этот рост. Странно слышать сетования руководителей экономического блока администрации на отсутствие у них соответствующего анализа. Петербургкомстат вообще не публикует никаких данных об иностранных инвестициях и их структуре, известно лишь, что российские инвестиции в 2004 году сократились на 16%. По оценкам "Эксперт РА", Петербург занимает 52-е место среди субъектов Федерации по качеству инвестиционного законодательства. Такова реальность, но при этом почти все отвечающие за инвестиционный процесс руководители Смольного отрицают необходимость совершенствования законодательства в этом направлении.

Матвиенко права: "Развитие невозможно, если бесконечно "проедать" бюджет", увеличение капвложений и развитие инфраструктуры необходимы. Однако в первую очередь она подразумевает инфраструктуру социальную. На инженерную подготовку территорий (их отсутствие - одно из главных препятствий к приходу инвесторов) выделяются смехотворные суммы, так и не подготовлен комплекс нормативных актов, касающихся определения стоимости земли, а ведь именно он является главным инструментом вывода предприятий из центра города в промзоны.

Обеспечение прозрачных, предсказуемых и равных правил для бизнеса губернатор назвала свершившимся фактом. Но одновременно участки под АЗС выставляются на торги в расчете на "стратегического партнера", под видом реформы транспорта с рынка вытесняются средние и мелкие перевозчики, иррационально ликвидируется торговля на остановках, еле движется реорганизация ГУПов. Половинчатой оказалась реформа госзаказа - реальную конкуренцию и, следовательно, экономию удается получать в основном при крупных закупках, контролируемых губернатором и руководителями экономического блока, на уровне же комитетов, ГУ и ГУПов конкурсная система, по сути, не работает. А кадры?.. Каталог фактических неудач можно продолжить. Вывод же будет прежний - ни о каком реформаторском прорыве в Петербурге говорить нельзя.

Матвиенко путает темп собственной жизни с темпом изменений в многомиллионном городе, который отличается консервативными традициями, - именно английское step by step верно описывает ситуацию (с учетом периодического скатывания вниз). Типичный российский преобразователь, Валентина Матвиенко разделяет реформаторские идеи иррационально, без расчета, она любит их. Это - очень много для России. Но достаточно ли для проведения настоящих реформ - продуманных и последовательных?

Игорь Архипов

По совету всему свету При губернаторе заседает юридический совет  »
Юридические статьи »
Читайте также