Неуставные предвыборные отношения

15 июля Уставный суд Санкт-Петербурга фактически упразднил административный комитет Смольного. По мнению судей, сам факт его существования противоречит основному городскому закону — Уставу.

Решение принято по запросу группы депутатов ЗакСа, которые считают, что комитет не является ни отраслевым, ни территориальным органом исполнительной власти Петербурга. Комитет возглавляла вице-губернатор Анна Маркова. Что интересно, решение вынесено на следующий день после того, как Маркова официально вступила в борьбу за губернаторское кресло.

Давняя вражда

Административный комитет горадминистрации создан по распоряжению Владимира Яковлева в мае 2001 года. Основными его функциями были: «разработка и обеспечение реализации мер по укреплению законности, правопорядка и безопасности в Петербурге, обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти города с силовыми органами и органами юстиции, формирование единой правовой политики Смольного, а также материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Петербурга».

Впервые «черная кошка» между Уставным судом и административным комитетом пробежала несколько месяцев назад. В апреле комитет собирался обратиться в генпрокуратуру РФ, прокуратуру города и КСП Петербурга с запросом о целесообразности существования Уставного суда Санкт-Петербурга. Инициатива последовала после того, как ревизионное управление комитета финансов представило результаты проверки расходования бюджетных средств на содержание аппарата Уставного суда. Они оказались скандальными.

Как уже рассказывала «Деловая Панорама» (см. статью «Кресло с подогревом» в №16), ревизоры выяснили, что в 2002 году на содержание суда выделялось 27 млн 830 тысяч 900 рублей, из них большая часть потрачена на зарплату сотрудников суда. В декабре 2002 года в штатном расписании Уставного суда числилось 48 человек, и судьи получали более 60 тысяч рублей в месяц. По мнению ревизоров, суммы на приобретение средств связи и транспорта были значительно превышены. При этом за 2002 год Уставный суд рассмотрел всего 45 дел и вынес лишь два решения. Так совпало, что скандал утих почти сразу после того, как за судей вступилась полпред президента.

Мина под администрацию

Ситуация с упразднением административного комитета у многих вызывает вопросы. Обосновывая решение о незаконности административного комитета, председатель Уставного суда Николай Кропачев сослался на 38-ю статью Устава Петербурга. В ней описана структура городской администрации. Ее образуют губернатор, городское правительство и канцелярия Смольного. Никакого административного комитета там нет.

Но там нет и других работающих сегодня комитетов, нет и территориальных управлений. Получается, что по статье 38 можно признать незаконным существование фактически любого отраслевого, а также территориального комитета. Достаточно будет снова обратиться в Уставный суд. По мнению ряда экспертов, действительно создан опасный прецедент, который может обернуться серьезными проблемами для городской администрации. Представим ситуацию, когда недовольные деятельностью, например, комитета финансов, те же депутаты возьмут и инициируют обращение о его незаконности. И как тогда принимать бюджет на 2004 год?

Кроме того, даже критически относящиеся к вице-губернатору наблюдатели отмечают «предвыборный» характер этого решения, принятого сразу же после вступления Марковой в губернаторскую гонку.

Наконец, ликвидация административного комитета будет иметь и иные неприятные последствия. Так, вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков, комментируя произошедшее, заметил: «Несмотря на очевидные положительные моменты решения суда, ситуация с упразднением административного комитета вызывает тревогу, так как в соответствии с бюджетом на 2003 год данный комитет является распорядителем всех средств, отведенных на обеспечение деятельности мировых судей. Таким образом, существует реальная угроза фактического приостановления работы 114 мировых судей уже с 1 августа». Правда, вице-спикер, возможно, слегка преувеличил угрозу. В ведомственной структуре расходов бюджета Петербурга деньги на реализацию закона о мировых судьях расписаны просто на администрацию Санкт-Петербурга. Хотя по факту их распределением (97 млн руб.) действительно занимался отмененный комитет. Равно как и еще 346,5 миллионами бюджетных рублей. Это и деньги, выделяемые сотрудникам правоохранительных органов, направляемым в командировки в Северо-Кавказский регион, и их семьям, помощь ветеранам спецподразделений ФСБ, средства на ремонт пожарных частей, на целевую программу Санкт-Петербурга «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005 годы» и т. д.

Согласно предыдущему решению Уставного суда сам губернатор или лицо, его замещающее, вроде бы не имеют права самостоятельно перекидывать средства с одной статьи бюджета на другую. Для этого требуется согласие Законодательного собрания, которое до сентября ушло на каникулы. Сюда же стоит добавить, что неразбериха начнется и потому, что все решения и документы административного комитета также автоматически стали незаконными.

Стоило ли желание навредить вице-губернатору-кандидату таких жертв? По мнению ряда СМИ, вряд ли. Ведь, по сути, решение Уставного суда можно назвать и благом для Анны Марковой. Теперь она вполне обоснованно предстанет жертвой политических интриг. Накануне выборов это весьма выгодная позиция.

Административный комитет "укроют" в Канцелярии  »
Юридические статьи »
Читайте также