На все четыре стороны Куда и как будет развиваться Петербург?

Город, как и всякий живой организм, немыслим без развития. От младенчества первого, неокрепшего еще поселения он со временем может стать райцентром, а то и дорасти до столицы. Здесь, впрочем, есть свои сложности. Для формирования полноценного организма необходимо множество условий, иногда взаимоисключающих.

Не больше Саратова

Специалисты считают, что Петербург, несмотря на статус субъекта федерации, город маленький. Все рекламируемые сегодня проекты по переносу порта и заводов, реконструкции железнодорожных путей призваны в конечном счете решить проблему тесноты - границы поджимают. Известно, что общая площадь Петербурга составляет около шестисот квадратных километров. В то же время, по мнению аналитиков, в реальности он занимает не более двухсот. Дело в том, что в границы города также включены часть Финского залива до Кронштадта и поля совхозов "Шушары" и "Ленсоветовский". Таким образом, возникает коллизия в расчетах. Отметим, кстати, что общая площадь Москвы - свыше тысячи квадратных километров, что в два раза больше номинальных размеров Петербурга. Если же брать во внимание те самые "реальные" цифры, то наш город можно сравнить с Саратовом - у него та же протяженность границ.

У питерской "тесноты" есть свои причины. Все города имеют тенденцию к "расползанию", крупным же мегаполисам делать это сам Бог велел: они являются естественным "магнитом" для новых людей и новых технологий. Петербург в этом смысле оказался в сложной ситуации. Его расширению мешает ряд условий, и в первую очередь - природных.

- "По вине" залива, - говорит руководитель сектора изучения городского образа жизни Института социологии РАН Игорь Травин, - мы не можем развиваться на запад. Южное направление у нас также ограничено. Здесь мешает техногенный фактор - взлетные полосы Пулковского аэропорта. Кроме того, нельзя забывать о том, что мы находимся в дельте, а это, в свою очередь, создает существенные проблемы для внутренних коммуникаций.

В самом деле, по мнению специалистов, Петербургу не хватает как минимум четырех переправ. Одну из них, вантовый мост, сегодня навели, но его месторасположение не снимает проблему центра - пробки на основных транспортных направлениях.

- В градостроительстве, - объясняет Травин, - учитывается буквально все, вплоть до эстетики. Даже она может влиять на развитие. Знаете ли вы, например, о том, что силуэт Петербурга охраняется так же, как и любой памятник? О чем это говорит?

Я понимающе киваю: строительство высотных зданий на территориях, отнесенных к центру города, запрещено.

Идем на север?

Господин Травин считает, что единственно полноценное направление для развития Петербурга - это север. Судя по всему, такого же мнения придерживаются и в Смольном. Еще летом прошлого года городским правительством была утверждена комплексная программа по подготовке территорий под жилищно-гражданское строительство, рассчитанная на 2004-2010 годы. Приоритетными направлениями развития были определены северная и юго-западная части Приморского района города. На этих территориях площадью 856 гектаров до 2010 года должно быть построено более тринадцати миллионов квадратных метров жилья. Одновременно известно, что объем жилищного строительства в 2004 году составил порядка двух миллионов квадратных метров. Таким образом, при сохранении нынешних темпов правительственная программа вполне может осуществиться. Здесь, однако, имеются свои подводные камни, связанные с переходом на новую процедуру предоставления земельных участков через торги.

- Переход на торги в виде аукционов и конкурсов, - считает директор Союза строительных компаний Лев Каплан, - предусмотрен федеральным законодательством, но здесь есть нюанс. Участок должен быть подготовлен в инженерном отношении, это позволяет сразу начать строительство. "Короткие" пакеты разрешительной документации, принятые в Петербурге, не отвечают этому требованию. В результате жилые дома появятся только через 5-6 лет.

Надежный спутник

Впрочем, существует еще одна точка зрения на развитие городских территорий. Суть ее в том, что наращивание объемов строительства в "тесных" границах Петербурга менее продуктивно, чем создание системы городов-спутников.

- Мы можем развиваться, - говорит геофизик Борис Киселев, - за счет множества населенных пунктов, расположенных на юге и на востоке. По дороге на Москву находятся Тосно, Любань, Чудово. Если будет создана достаточная транспортная инфраструктура, у Петербурга появится новый импульс для развития. Кроме того, полноценные города-спутники могут помочь в решении еще одной проблемы - ветхого жилья и домов первых массовых серий. Очевидно, что их надо сносить, причем, что называется, все скопом, а это невозможно без альтернативного жилья.

По мнению г-на Киселева, нежелание строительных компаний связываться с "хрущевками" объяснимо - возведение нового жилья в границах Петербурга обходится им дорого, в случае же развития городов-спутников, где земля по определению дешевле, проблему домов первых массовых серий можно будет решить. У людей появится возможность получить более комфортное жилье, а у строительных компаний - площади под новое строительство.

- Я не думаю, - возражает Игорь Травин, - что у городов-спутников есть перспективы. Они складывались ситуативно и выполняли определенные функции - научные или промышленные. Там всегда была некоторая социальная напряженность, даже в советские времена, когда они жили на всем готовом; сегодня же на их поддержание нужны деньги, ведь города-спутники - это населенные пункты, "завязанные", как правило, на одном предприятии.

- Если говорить о развитии Петербурга, - продолжает Травин, - то гораздо интереснее отметить феномен так называемого "пригородного" общества. Сегодня оно находится на стадии формирования, причем этот процесс ускоряется и становится все более цивилизованным - время бездумного строительства "коробок" прошло.

Отметим, что в Генплане развития города учитывается эта тенденция. Документ предусматривает значительное освоение территорий под малоэтажное строительство, которое в основном развернется в районе Пушкина и Павловска.

- Земля здесь дорогая, - говорит генеральный директор одной из девелоперских фирм Валерий Вакуленко, - поэтому говорить о массовом строительстве для обычного покупателя не приходится. Оно, конечно, возможно, но на более отдаленных территориях либо там, где нет исторических ансамблей, например в Шушарах. Вообще построить дом не так уж и сложно, гораздо сложней создать инфраструктуру: дороги и теплосети.

Смещение центра тяжести

По мнению Валерия Вакуленко, сегодня наметилась еще одна тенденция. В последнее время центр Петербурга перестал быть сверхпривлекательным для жилья.

Жить здесь, - говорит г-н Вакуленко, - не очень хорошо - экология не та. Поэтому на месте расселенных коммуналок сегодня строят офисы и специальные квартиры для сдачи в аренду приехавшим по делам бизнесменам - им удобно, все под боком.

С ним согласен Игорь Травин. Он считает, что центр Петербурга все больше напоминает классический downtown, то есть место, где располагаются резиденции.

- Сокращение числа проживающих в центре, - говорит г-н Травин, - конечно, произойдет, но не кардинально. Тем состоятельным людям, которые в конце концов здесь осядут, потребуется со временем обслуживающий персонал, как это происходило до революции.

Впрочем, говоря о развитии города, нужно иметь в виду, что его рост в первую очередь связан с теми, кто живет в куда менее привилегированных районах. От их благосостояния в конечном счете и зависит динамика массового строительства. Так что, занимаясь планированием развития, думать прежде всего надо не о домах, а о тех, кто в них живет.

Кстати

В окончательном варианте концепции Генерального плана большое внимание уделяется функциональному использованию территорий. Сейчас рассматриваются пять вариантов. Один из них направлен на реконструкцию и модернизацию территорий. Существует также экстенсивный путь - расширение территории города. За основу, однако, предлагается взять сбалансированный вариант развития. Он предполагает, что 45 процентов строительства будет вестись за счет модернизации и реконструкции территорий, а также за счет санации промышленных зон, утративших свои функции.

Алексей Марачев

Азбука градостроителя Одобрен Генеральный план развития Петербурга до 2025 года  »
Юридические статьи »
Читайте также