Дедка - за бабки, бабки - за льготы Чем обернется для петербургского бюджета монетизация льгот

Закон о монетизации льгот, ради обсуждения которого Государственная дума специально прервала свои каникулы, будет принят уже к концу августа. Хотя закон почти готов, никто сейчас не может до конца предсказать, как его появление скажется и на самих льготниках, и на региональных бюджетах. "Город" решил разобраться, как замена льгот отразится на Петербурге.

По подсчетам правительства, после отмены всех льгот каждый бывший льготник будет получать соответствующую его статусу компенсацию. Герои СССР и кавалеры орденов Славы - 3,5 тысячи рублей в месяц, инвалиды войны - 2 тысячи, жители блокадного Ленинграда независимо от наличия инвалидности - 1,1 тысячи и т. д. Когда отменят федеральные льготы, начнут отменять городские, но как это будет происходить - пока не определено. Предполагается, что некоторые льготы (например, по жилью и в ряде случаев по лекарствам) останутся натуральными.

Пока петербургские чиновники излучают оптимизм и уверяют, что все будет хорошо. Однако признают, что сами не знают до конца всех деталей реформы. Как петербургские власти готовятся к монетизации льгот, "Городу" рассказала вице-губернатор по социальным вопросам Людмила Косткина.

- Каких льготников будет финансировать городской бюджет после реформы?

- Пока речь идет о трех категориях - труженики тыла, репрессированные и ветераны труда - их всего 270 тысяч. Нам повезло, что жители блокадного Ленинграда, которые, как правило, являются ветеранами труда или тружениками тыла, попали в федеральный бюджет. Плюс по региональному закону имеют право на бесплатный проезд 207 тысяч простых пенсионеров.

- Городские льготы тоже будут заменены денежными компенсациями?

- Да, городское законодательство будут менять после изменения федерального.

- Насколько увеличатся затраты города после реформы?

- Они останутся примерно на том же уровне, что и сейчас, - где-то 8 - 9 миллиардов. Но это приблизительные оценки - ведь федеральный закон о монетизации льгот пока не принят.

- Считается, что для богатых регионов реформа будет невыгодной. Московские депутаты и мэр написали отрицательное заключение на этот законопроект...

- Я не знаю, почему они так написали. В этом году на реализацию федеральных льгот мы получили 2,9 миллиарда рублей. 11 миллиардов, но уже не мы, а наши льготники, получат от федерального бюджета на следующий год. Эта реформа - абсолютно нормальная мера, мы запутались в этих льготах, их очень много, и ни один закон о них толком не выполняется. Единственное, что забыто реформаторами, - это нравственный аспект. Я об этом везде говорю: раньше наши ветераны могли показать свое удостоверение, и люди вокруг относились к ним с уважением, уступали места в транспорте, без очереди пропускали и т. д. Сегодня, заменив льготы на деньги, мы лишили их этой возможности.

- То есть у вас нет претензий к федеральным законодателям?

- Мы настаиваем на том, что в Петербурге, как и в Москве, должен быть увеличивающий коэффициент, порядка 1,2. Жизнь в крупных городах дорогая, и если в Белгороде тысяча рублей, которую получит льготник, - это деньги, то у нас - нет. Всем одинаково - это хорошо, но в данном случае неправильно.

- Какие льготы сейчас самые затратные?

- Самое дорогое - льготы по жилищно-коммунальным услугам, но их пока заменять компенсациями не будут. Кроме того - транспорт, медикаменты, зубопротезирование.

- Как будут компенсироваться льготы по городскому транспорту?

- Пока не знаю. Транспортники не очень хотят выпускать льготные карточки, потому что по ним будут кататься не только льготники, но и члены их семей.

- Сколько сейчас город платит за бесплатный проезд льготников?

- Мы отдаем транспортникам 3,6 миллиарда за всех льготников. А они выставляют счета на 7,2 миллиарда.

- Вы не согласны с этой оценкой или у города просто нет таких денег?

- У нас нет таких денег, во-первых, а во-вторых, это их оценка. Для объективной оценки необходимо провести глобальное исследование, мы его не проводили - мы платим столько, сколько имеем.

- Очевидно, что городской бюджет разорится на одних только компенсациях за бесплатный проезд.

- Почему разорится? На городском бюджете после реформы останется только 400 тысяч льготников и простых пенсионеров. Всех остальных будет финансировать федеральный бюджет.

- Как сейчас делят льготников между собой региональный и федеральные бюджеты?

Есть два закона - о ветеранах и инвалидах, оба они очень путаные. Зубопротезирование, например, и там и там, льготное лекарственное обеспечение - и там и там. Полномочия переплетаются, именно поэтому, очевидно, и решили провести эту реформу. Там, где не может федеральный бюджет, включается региональный. Федеральные трансферты в этом году на исполнение обоих законов - всего 2,9 миллиарда, это 20% от того, что они должны давать, не считая огромной задолженности.

- То есть и 11 миллиардов в следующем году городские льготники от федерального бюджета могут не дождаться?

- Думаю в федеральном бюджете деньги найдены, но ветераны боятся. Одно дело - не дать денег региональному бюджету, когда они понимают, что мы все равно будем из последних сил тянуть эти два закона и иметь массу проблем. А другое дело - недодать конкретным людям. Представляете, они взяли на себя 780 тысяч человек, и вдруг не будут им платить. Но люди все равно не верят, их обманывали много раз. Люди боятся инфляции. И еще они, конечно, переживают, что теряют свой статус.

- Известно, что на региональный уровень переведут ряд "неветеранских" льгот...

- Да, детские пособия, которые сейчас составляют 70 рублей, - мы их будем делать больше, льготы сиротам, донорам, врачам, работающим с опасными больными, - все это ляжет на регионы. Поэтому по ветеранам мы вписываемся в те суммы, которые были раньше, а что касается остальных законов - будем ждать, когда их примут.

- Во сколько обойдутся городу все эти законы?

- Мы пока не знаем, но этот вопрос прорабатывается.

- Федеральный бюджет планирует в качестве компенсации поделиться с регионами какими-нибудь налогами?

- Федеральный? Планирует - только наоборот. По единому социальному налогу, например, у нас забирают миллиард с лишним. Нам придется искать внутренние ресурсы.

________________________________________

Комментарий

Вадим Тюльпанов, спикер Законодательного собрания Петербурга:

- Ваши московские коллеги написали отрицательное заключение на проект закона о монетизации льгот, а вы - нет, хотя считается, что этот закон будет невыгодным для бюджетов крупных городов.

- Мы направили обращение к Путину и Фрадкову с просьбой дать возможность самим льготникам решать, хотят ли они получать натуральные льготы или денежные компенсации. Кроме того, по инициативе фракции "Единой России" в Госдуме в проект закона о монетизации льгот внесены существенные изменения. Три льготы, дотирующиеся из федерального бюджета: бесплатные лекарства, проезд на пригородном транспорте и санаторно-курортное лечение будут объединены в один социальный пакет, и любой льготник может их получать так же, как и прежде. За это из суммы его денежной компенсации будет вычтено 440 рублей. Кроме того, та сумма, которая добавляется в виде компенсации, не будет учитываться в среднедушевом доходе семьи.

Вы поймите, что на сегодняшний день значительное количество льгот попадает к обеспеченным гражданам. А налоги, пополняющие государственный бюджет, платят все, включая самых бедных.

- Ваши избиратели, наверное, были бы рады, если бы вы выступили против реформы.

- Эта реформа очень неожиданная, и из-за отсутствия информации в рядах льготников возникла тревога. И мне, и многим моим коллегам начинаются звонки от избирателей. Однако эта реформа необходима и полезна. Приведу простой пример: льготу по бесплатному курортному лечению имеют по всей стране 10 миллионов человек, а реально пользуются - 200 тысяч, то есть 2%. Потому что она не обеспечена деньгами и добиться ее можно только "по блату". Поэтому, может быть, имеет смысл получать некую компенсацию, накопить и куда-то поехать, чем так ни разу в жизни этой льготой и не воспользоваться. Думаю, местными законодательными актами мы сможем хотя бы отчасти компенсировать недостатки федерального законодательства о замене льгот в соответствии со спецификой нашего региона. Федерация пусть разберется со своими льготами, а мы будем разбираться со своими.

- Когда вы будете монетизировать городские льготы?

- Те льготы, которые финансируются из городского бюджета, пока трогать никто не собирается. Когда вступит в силу федеральный закон, там будет представление, что и нам необходимо начать монетизацию. Но пока льготы по городскому транспорту, жилью и телефонам, которые оплачиваются городским бюджетом, сохранятся в прежнем виде. Мне кажется, лучше добиться того, чтобы те льготы, которые обеспечиваются из федерального бюджета, исполнялись в полном объеме. Город же сам справится со своими обязательствами. Ведь город, на самом деле, своих людей не подводит, а вот федеральный центр...

- Тем не менее в следующем году городские льготы будут заменятся компенсациями?

- Скорее всего, весь следующий год мы будем жить по старым правилам - для того чтобы реформировать систему льгот к 2005 году, нужно принять все льготные законы до бюджета. Бюджет принимается в октябре, и вряд ли мы успеем.

- То есть льготники будут жить по двум правилам одновременно?

- Почему нет. Льготники будут понимать - на электричке действуют федеральные льготы, поэтому там они должны платить, а внутри города могут ездить бесплатно. Будет эволюционный подход, эволюция всегда лучше революции. Хочу добавить, что мы уже предусмотрели в бюджете будущего года только на возмещение транспортных льгот сумму в 3,2 млрд рублей. В этом году она составила 3 млрд. То есть на 200 млн рублей больше предусмотрено выделить на покрытие льгот на общественный транспорт.

- У вас есть оценки, на сколько городу придется платить больше после принятия Думой законов о льготах?

- Оценок нет, но я надеюсь, что реформа нацелена не на то, чтобы увеличить бюджетные расходы, а наоборот - чтобы их оптимизировать и уменьшить. Если монетизацию проводить, то только с точки зрения сокращения расходов бюджета. Иначе смысла в этом нет. Я думаю, что для города льготы должны стать не дороже, а дешевле.

Антон Мухин

На дворе трава  »
Юридические статьи »
Читайте также