Переплата

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и отечественные грузоперевозчики вновь оказались на грани конфликта. Союз разработал новые требования — теперь каждый перевозчик обязан вносить залог в размере $8 тыс. вместо прежних $5 тыс.

Для упрощения процедуры прохождения таможенных постов и государственных границ автотранспортные организации пользуются специальной книжкой Международной декларации о перевозках (МДП или TIR), которую выдает МСАТ.

Денежное дело

В теории взносы должны использоваться для оплаты страхового случая — то есть при недоставке товара. Однако, как сообщили в таможенном комитете, МСАТ, взимая деньги с каждого обладателя значка TIR, далеко не всегда возмещает ущерб при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором. По словам представителей ГТК, требования российской стороны не оплачиваются в установленный трехмесячный срок. Международный союз в свою очередь перекладывает ответственность на недобросовестных перевозчиков и таможенников.

Эти противоречия год назад чуть не привели к исключению РФ из МСАТ. Тогда конфликт удалось урегулировать — для российских компаний были ужесточены правила оформления документов. Стороны пришли к соглашению — работать в тесном сотрудничестве для взыскания без задержек всех причитающихся платежей напрямую с виновных.

Удар по мелким

Новые условия, установленные союзом для своих членов, ударят прежде всего по небольшим автотранспортным предприятиям. Им придется в кратчайший срок — до 15 декабря — изыскать дополнительные $3 тыс. В противном случае с 1 января 2004 года МСАТ не будет выдавать им книжки МДП. По мнению аналитиков, международная организация слишком поздно сообщила об изменениях системы. Согласно российскому законодательству решение о направлении прибыли на те или иные цели принимает собрание акционеров или учредителей. При этом уведомление о проведении собрания должно рассылаться за месяц до назначенной даты. Компаниям этого месяца не дали.

Решение МСАТ выглядит сомнительным еще и потому, что парк автомобилей у 93% участников международных автоперевозок невелик (до 10 машин) и они относятся к малым предприятиям. Соответственно, их прибыль не такая крупная, чтобы без осложнений изымать из нее лишние тысячи долларов. По данным представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу, около 30% местных компаний окажутся не в состоянии изыскать необходимую сумму. Это приведет к исключению из АСМАП небольших компаний и их уходу с рынка.

СПРАВКА

Система TIR позволяет грузовым автомобилям под таможенными печатями и пломбами, поставленными в месте отправления, пересекать все границы без проведения промежуточного контроля груза. На Россию приходится около 30% всех перевозок по системе TIR. Объем этого рынка составляет более $3 млрд в год.

С 2004 года вводится пассажирская таможенная декларация и процедура устного декларирования.  »
Юридические статьи »
Читайте также