Вячеслав Носов: "ФСФО пытается остаться крупнейшим игроком на рынке банкротства в Северо-Западном округе"

Завершился "первый этап" переходного периода, связанный со вступлением в силу с 3 декабря 2002 года нового Закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года.

Между тем он был и последним периодом для ФСФО России, когда данная служба держала контроль над рынком банкротства, совмещая в последние 3 месяца функции уполномоченного и регулирующего органа.

Предварительную оценку роли, которую играл в Северо-Западном регионе МТО ФСФО России, дает Вячеслав Носов, арбитражный управляющий:

"По моему мнению, можно говорить об определенной схеме, когда существует два варианта развития ситуации. В первом варианте, если СЗ МТО ФСФО имеет возможность провести выгодное для себя решение, процедура банкротства продолжается и ведет в конечном счете к ликвидации предприятия. Во втором случае, если голосов недостаточно, любым способом инициируется мировое соглашение.

В качестве примера первого варианта можно рассмотреть процедуры банкротства в отношении ФГУП "Ленгидроэнергоспецстрой", ОАО "МО им. Карла Маркса", ФГУП "ССУ-44", ГУП "775 АРЗ (войсковая часть 67678)" и т.д. Общим для данных процедур является позиция СЗ МТО ФСФО, где он имеет решающий голос на собрании кредиторов и через которых проводил решения, направленные в данном случае на продолжение процедуры банкротства, несмотря на позицию конкурсных кредиторов.

Очень интересно развивалась ситуация на ГУП "775 АРЗ". Некорректность со стороны ФСФО была проявлена во всем! Во-первых, по мнению ряда кредиторов, средств, якобы перечисленных Министерством обороны, о чем заявил его представитель, было более чем достаточно для достижения мирового соглашения. Однако благодаря перевесу в голосах "тандему" СЗ ФСФО-Минобороны удалось "протащить" через собрание решение о продлении внешнего управления. Во-вторых, по инициативе СЗ МТО совместно с военной прокуратурой и должником был отстранен предыдущий управляющий Александр Жаднов.

Против него было сфабриковано уголовное дело, возбуждение которого признано незаконным. При этом представитель ФСФО скромно безмолвствовал.

Для второго варианта хорошим примером является ФГУП "Кронштадтский морской завод". В свое время там было заключено ничем не подкрепленное мировое соглашение. Процедура банкротства, без сомнения, будет продолжена, так как денег по-прежнему нет и взять их неоткуда. Должник не в состоянии выполнить условия мирового соглашения по расчетам с кредиторами, но с течением времени нарастает кредиторская задолженность перед бюджетом, растет и "вес" голосов чиновников СЗ МТО на собрании кредиторов. А вместе с этим растет и их влияние на ход и исход процедуры банкротства.

Финал в обоих случаях один, не имеющий ничего общего с оздоровлением, -- распродажа имущества должника с последующей его ликвидацией.

С 3 марта 2003 года функции регулирующего органа отошли к Министерству юстиции. Чтобы не упускать из рук ситуацию на рынке банкротства, руководство СЗ МТО пошло на на создание двух аффилированных СРО -- "Северо-Запад" и "Северная столица", арбитражные управляющие которых фактически должны будут выполнять волю чиновников.

Интересна история создания этих организаций. По указанию руководства СЗ МТО ФСФО территориальными и региональными органами ФСФО были представлены списки арбитражных управляющих, причем некоторые из них писали заявления без указания СРО, в которую они вступают. В итоге имеющийся резерв был поделен примерно поровну: половина в одну организацию, половина -- в другую.

Основная масса арбитражных управляющих, понимая, что это за саморегулируемые организации, не спешит в них вступать. И не случайно из 700 арбитражных управляющих, зарегистрированных в Петербурге, в них числятся чуть более 40.

Как видно, прощание даже с частью власти -- процесс далеко не безболезненный. А уж для нашего СЗ МТО -- более чем. Какие еще ходы и схемы будут ими придуманы -- покажет время. И, я думаю, достаточно скоро".

Дмитрий Денисов

Легкой промышленности станет легче  »
Юридические статьи »
Читайте также