«Фемиде пора широко открыть глаза» Анна Митянина, председатель Юридического комитета администрации губернатора Петербурга

Развитие современного общества немыслимо без прочной законодательной базы. А она, в свой черед, зависит от работы юридических служб, «приквартированных» к органам государственной власти. Именно их квалификация, деловитость и добросовестность предопределяют глубину и качество принимаемых законов и постановлений, непосредственно влияющих на жизнь миллионов людей. Так полагает руководитель одного из смольнинских комитетов Анна Митянина

- Говоря о продуктивном и общественно значимом нормотворчестве, я хотела бы, прежде всего, остановиться на месте профессиональных юристов в системе власти. Иногда (и, положа руку на сердце, справедливо) люди сетуют, что одобряемые законы малопонятны и запутанны, поэтому приходится прибегать к платным услугам юрисконсультов, работающих на предприятиях, в учреждениях и коммерческих фирмах, для точного толкования того или иного официального документа. Между тем законы и другие акты должны быть в принципе ясны после разового ознакомления.

Но такая сквозная прозрачность не рождается в одночасье, особенно в сложный переходный период. Наша противоречивая эпоха требует определить, что же первично: государство или право? Юрист ли покорно выражает волю политической элиты, оформляя ее в целесообразном и верноподданном законе, или, наоборот, сам закон (справедливый и безупречный!), выходящий из-под пера юриста, закладывает основы государственного устройства и чеканит правила игры для власти?

- Ну и как, Анна Владимировна, решить сей гамлетовский вопрос?

- Только на практике методом неизбежных проб и ошибок. Методом обретений и наработок. Не случайно в рамках городской администрации существует Юридический комитет, где задействованы 42 сотрудника. Это придает всей управленческой деятельности более конкретный и многогранный характер, ощутимо приближает ее к жизни.

Без крепких юристов - никуда, и любому документу, исходящему от власти, как воздух, нужен непременный «экспертный эскорт»: тщательный анализ и грамотное нормотворчество. То есть составляющие, которые вбирают в себя и частицу внутреннего мироощущения специалиста, и толику его служебной ответственности. И вот тут маленькая ремарка.

Обратите внимание: богиню правосудия Фемиду с античных времен изображают с плотной повязкой на глазах и весами в руке. Однако почему и ради чего она, ведающая всей земной правдой, призвана всегда закрывать глаза? Пожалуй, когда дело касается вины или невиновности отдельного человека либо группы лиц - это вполне приемлемо. Но когда доходит до написания «бумаг», затрагивающих интересы миллионов людей, то божественные очи - уверена! - должны быть открыты едва ли не круглосуточно...

- И что же, позвольте спросить, увидят они под сводами Смольного?

- Главным образом, структурную реформу в Юридическом комитете. Недавно мы поделили его на четыре крупных «квадрата», специализирующихся по конкретным стержневым темам. Бюджетно-финансовый сектор подводит правовой фундамент под налоговую политику и механизмы ценообразования. Сектор имущественных отношений занимается тем же применительно к городской собственности - земле, государственным унитарным предприятиям, автономным некоммерческим организациям, жилищному фонду.

Отдел правоотношений в сфере капитального строительства и реконструкции законодательно «окучивает» инвестиционный процесс на берегах Невы. А его юридический собрат, надзирающий за государственным строительством, не обходит стороной органы власти, муниципальные советы, госслужбу (управленческий аппарат), следит за избирательной системой. После таких подвижек заметно расчистилось малое «конституционное поле», прекратились бессмысленные блуждания по кабинетам, люди стали понимать, с чем и куда следует идти.

Но это, естественно, не все. Качественному улучшению работы не помешало бы второе высшее - экономическое - образование всех юристов, особенно тех, кто по роду занятий связан с хозяйственной тематикой. Кроме того, надо углубить специализацию: важно не просто «забронировать» для правоведов нишу в различных профильных комитетах, а создать там полноценные звенья, командующие всей нормотворческой частью. Причем наш комитет сохранит роль генерального куратора, который будет объединять и упорядочивать общие усилия и старания.

- Каковы реальные перспективы такого курса?

- Думаю, что возрастет удельный вес юридических служб и самих юристов как госслужащих. Недаром есть президентский Указ от 8 мая 2001 года, уточняющий их место в органах власти. Ни к чему изобретать велосипед, ибо накоплен богатый мировой и отечественный опыт: юристы должны находиться на особом, чуть ли не привилегированном, положении, должны быть тесно связаны - через право доклада - с руководством своего ведомства, неся за каждый акт ответственность, солидарную с его авторами. В Смольном уже выстраивается такая связка, и Валентина Ивановна Матвиенко обращает огромное внимание на умелую юридическую огранку наших документов.

Сейчас, например, часто говорят о структуре региональных органов власти. Петербургский закон, принятый еще в 1995-м, почти не менялся, тогда как общероссийские нормативы серьезно обновились. Напомню, что сделано трехуровневое «золотое сечение» - министерства, службы и агентства. Нечто подобное намечено и в субъектах Федерации, в том числе в Петербурге, где возникнет цепочка: комитеты - службы - инспекции.

Но сначала необходимо определить, что значит отрасль управления как таковая, а заодно установить отраслевую компетенцию внутри целостной административной системы. Все пустоты, все лакуны надлежит заполнить правовым «цементом», не оставив ни белых пятен, ни черных квадратов.

- К какому объекту придется подвозить «стройматериалы» в первую очередь?

- Скорее всего к поправкам в обширную юридическую базу Петербурга. Так, скажем, у нас избыток «бумаг» по налоговой тематике, но явный недостаток - по социальной. Весьма неравномерны «статьи» по разным аспектам имущественного права. Эти диспропорции надо устранить, и как можно быстрее. Вот почему мы планируем составить концепцию развития регионального законодательства, которая создаст рамочный фон и надежную основу для наработки нового, обобщающего «уложения» северной столицы.

Яков Евглевский

Представитель президента в Госдуме выступил против предложения перенести рассмотрение законопроекта о государственных и муниципальных унитарных предприятиях  »
Юридические статьи »
Читайте также