ФЭК просит полномочий

Федеральная энергетическая комиссия хочет расширить свое влияние в регионах. На рассмотрение будущего правительства ФЭК собирается вынести новое положение о комиссии, которое наделяет ее правами преобразовывать региональные энергетические комиссии в подразделения самой ФЭК.

В распоряжении "Ведомостей" оказался написанный в ФЭК проект нового положения о самой комиссии, который чиновники собираются презентовать будущему кабинету. В документе детально описаны все функции ФЭК - от регулирования тарифов на электроэнергию и транспортировку газа до установления платы за прием хозяйственно-фекальных вод в портах и сбора за пользование комплектами постельного белья в поездах дальнего следования. При этом, согласно положению, ФЭК вправе создавать собственные территориальные органы. Они должны заменить региональные энергетические комиссии, существующие сейчас при губернаторах.

По словам зампреда правления ФЭК Игоря Редькина, детализировать все устанавливаемые тарифы комиссию попросили в рамках административной реформы и возражений от ведомств по поводу этой идеи не поступало. А вот с подчинением себе РЭК у федеральной комиссии могут возникнуть проблемы. Право ФЭК открывать территориальные подразделения оговорено в законе о естественных монополиях. Но представитель Минфина Юрий Зубарев говорит, что комиссия предлагает финансировать свои территориальные подразделения за счет повышения тарифов, что "в принципе противоречит бюджетному законодательству". Кроме того, было бы "абсурдным" заставлять платить за это население, говорит источник в Минфине.

Впрочем, в проекте положения ФЭК о финансировании территориальных органов комиссии за счет тарифов ничего не сказано, хотя председатель ФЭК известен как сторонник этой идеи. На последнем правлении комиссии он с сожалением отмечал, что годовой бюджет ФЭК размером в $4,5 млн "далеко не соответствует экономической мощи субъектов регулирования". В частности, Кутовой приводил пример американского тарифного регулятора, годовой бюджет которого составляет $200 млн и возмещается из тарифов. При этом американская комиссия не регулирует железнодорожный транспорт, а также воздушные и водные порты, напомнил чиновник.

Руководитель департамента реформирования естественных монополий МЭРТ Вячеслав Кравченко, участвующий в работе правительственной комиссии по административной реформе, говорит, что проект ФЭК в целом удовлетворяет реформаторов, но пока окончательное решение по нему не принято. После рассмотрения на комиссии Алешина документ вернули в рабочую группу по ТЭКу, "чтобы она его посмотрела", говорит Кравченко, участвующий в работе группы. По его мнению, в итоге функции ФЭК в положении вряд ли будут "существенно" урезаны, "но решение пока не принято".

Замначальника департамента РАО ЕЭС по связям со СМИ Марита Нагога говорит, что для компании неважно, на каком уровне будут приниматься решения о ценах на услуги естественных монополий. "Для нас важнее появление такого органа, который наконец-то решит проблему перекрестного субсидирования в регионах. Пока никто ответственности за это не несет", - говорит Нагога. А президент Ассоциации собственников подвижного состава Эдуард Поддавашкин отмечает, что уровень тарифов в регионах практически не касается транспортников, поскольку интересующие их тарифы устанавливаются централизованно для всей сети железных дорог. Но подчинение РЭКов федеральной комиссии будет "чрезвычайно отрицательно" встречена субъектами Федерации, считает сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков. "Россия слишком большая страна для того, чтобы вводить единое регулирование для всех регионов", - считает сенатор.

Ольга Проскурнина Екатерина Дербилова

Правительство утвердило порядок рассмотрения разногласий между органами власти субъектов РФ и потребителями в области госрегулирования тарифов  »
Юридические статьи »
Читайте также