Александр Бобров: "Непонятно, почему потекут инвестиционные деньги..."

Проблемы с инженерным обеспечением уже давно стали одним из факторов, которые в наибольшей степени сдерживают развитие города. Бизнес, особенно при реализации новых проектов, сталкивается с целым комплексом взаимосвязанных проблем: дефицит мощностей, сложности с получением технических условий на подключение к инженерии, износ сетей - все это тормозит строительство жилья и объектов общественно-делового назначения, создание современных технологичных производств и т.д. Не хватает территорий, которые необходимы для динамичного развития экономики Петербурга. Эта известная проблема в какой-то мере связана с отсутствием инженерной инфраструктуры. Справиться с этими трудностями инвесторам зачастую не под силу. О том, как городские власти намерены решать подобные проблемы, рассказывает в интервью обозревателю "Эксперта С-З" председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга Александр Бобров.

Генеральное проектирование

- Недавно правительством утвержден ряд программ развития инженерии по линии ГУП "ТЭК СПб", ГУП "Водоканал", ОАО "Ленэнерго", стоимость которых составляет десятки миллиардов рублей. Но где гарантия, что при отсутствии нового Генплана эти программы действительно учитывают сегодняшние тенденции развития города и потребности его конкретных территорий?

- Утверждение программ оправданно. Если не принять срочных мер, нас уже в ближайшие годы ждет перспектива инженерно-энергетического голода. При колоссальном недофинансировании за последние 10 лет мы выбрали все ресурсы, заложенные в советское время, а также дополнительные резервы, появившиеся благодаря сокращению производственных мощностей. Конечно, программы - не догма и могут корректироваться. Тем не менее в целом они учитывают наметившиеся в последние годы тенденции, нашедшие отражение и в концепции нового Генплана.

В 2005 году истекает срок действия не только Генплана города, но и генеральных схем электро-, тепло-, водо-, газоснабжения. Они составлялись в 1985 году и с тех пор безнадежно устарели. Многие предусмотренные в них мероприятия не были выполнены, а город стал развивать другие направления. Мы работаем в тесном контакте с КГА и рассчитываем, что генеральные схемы (они утверждаются Министерством энергетики РФ и должны быть законом для всех предприятий и ориентиром для инвесторов) появятся параллельно с Генпланом. В сентябре нами заказаны генеральные схемы тепло- и электроснабжения, охватывающие территорию города в его административных границах, включая пригороды, - они будут подготовлены в течение года. Примерно половина необходимых средств была выделена по поправкам к бюджету этого года.

- А в проекте бюджета на 2005 год с точки зрения инженерии нашел отражение приоритет развития инфраструктуры города, провозглашаемый администрацией?

- Не могу сказать, что мы получили все деньги, на которые рассчитывали... Тем не менее на следующий год финансирование по нашему комитету увеличено в два раза и составляет около 4,5 млрд рублей (в рамках Адресной программы капитальных вложений и Фонда развития инфраструктуры). Особенное внимание следует обратить на отсутствие проектно-сметной документации - ведь можно выделить огромные деньги, но их будет невозможно освоить. В бюджете этого года на проектно-изыскательские работы уже было дополнительно выделено 100 млн рублей, и благодаря этому мы сможем в январе-феврале провести конкурсные процедуры по выбору подрядчиков, чтобы в марте-апреле они начали работать. Около 200 млн рублей заложено на проектно-изыскательские работы в бюджете 2005 года, это позволит подготовить базу на ближайшее будущее.

- Какова в целом идеология финансирования программ?

- Деятельность всех наших предприятий-монополистов регулируется тарифами, и нельзя сказать, что они в состоянии сами профинансировать программы. Самая сложная ситуация - по ГУП "ТЭК СПб", которое из общего объема финансирования - 19 млрд рублей - в лучшем случае сможет дать лишь треть. По программе "Водоканала" средства бюджета составят половину необходимых вложений, плюс привлекаются кредиты под гарантии города. Сейчас "Водоканалом" заключены или находятся на стадии подписания кредитные договоры примерно на 300 млн евро - с процентами это будет 400 млн евро (по проектам Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС) и завода по сжиганию осадков на Северной станции аэрации). Определенная предсказуемость достигается за счет принятия законов Санкт-Петербурга, обеспечивающих соответствующую тарифную выручку для возврата кредитов.

По программе "Ленэнерго" город вложит 4 млрд из 40 млрд рублей. "Ленэнерго" будет заниматься реконструкцией более 20 существующих подстанций. Строительство некоторых сетевых объектов - новых подстанций - город вынужден взять на себя: они остро необходимы уже сейчас, а "Ленэнерго" их не потянет за счет тарифной выручки или сможет построить лет через 10! О масштабах проблемы можно судить хотя бы по тому, что за 15 лет в городе появилась лишь одна новая подстанция - 36 А, 110 кВ/10/6 (она будет введена в эксплуатацию в ноябре). К сожалению, инвестиционные возможности "Ленэнерго" еще больше уменьшаются в связи с планируемым Минэкономразвития РФ снижением темпов роста тарифов на электричество начиная с 1 января 2005 года.

И долго, и дорого

- Исходя из утвержденных программ - когда станет возможна застройка новых территорий на окраинах, которые рассматриваются администрацией как приоритетные зоны массового жилищного строительства, - Северо-Приморская часть (СПЧ), районы Каменки, "Северной долины" и т. д.?

- Сегодня реальность такова, что все зоны новой застройки абсолютно не подготовлены в плане инженерной инфраструктуры. Требуется задействовать колоссальные финансовые ресурсы, чтобы решить целый комплекс проблем.

Северо-Приморская часть, а также зона улицы Савушкина (там предполагается снос старых 2-3-этажных домов и освобождение территории под новое жилищное строительство), как мы рассчитываем, будут обеспечены инженерией к началу 2007 года. Зоны Каменки и "Северной долины", где планируется строительство примерно по 3 млн кв. м жилья, удастся инженерно подготовить к 2008-му, возможно - к 2009 году. Чудес не бывает: я называю реальные сроки, продиктованные объемами предстоящих работ, причем, разумеется, при условии нормального финансирования.

- И что сейчас конкретно делается?

- В декабре будет завершена работа над схемой инженерного обеспечения всего севера города (включая зоны застройки севернее Суздальских озер, в северной части Выборгского района, где будет снесен федеральный недострой, занимающий 20 га на проспекте Просвещения, а также зону Выборгского шоссе).

На зоны СПЧ и Каменка большое влияние оказывает строительство тепломагистрали Северо-Западной ТЭЦ. Стоимость тепломагистрали - около 2 млрд рублей, срок строительства - два года. Проект будет реализован ЗАО "Тепломагистраль" (организовано Внешторгбанком, Банком "Санкт-Петербург" и ГУП "ТЭК СПб"). По сути, пришлось пойти на создание некой перепродающей структуры, осуществляющей транспортировку тепла по магистрали. Инвесторы планируют окупить проект за счет тарифной выручки через пять лет, хотя, я полагаю, реально это произойдет через семь лет. Сейчас идет проектирование, согласуется ТЭО и, надеюсь, к концу года будет выпущено постановление правительства о строительстве трубы - завершить его мы собираемся к началу отопительного сезона 2006/2007 года. К тому времени "Ленэнерго" должно ввести подстанцию "Лахта", которая также обеспечивает СПЧ. Мы рассчитываем, что в этом году начнется проектирование подстанции, а в следующем - ее строительство.

Что касается "Северной долины" и Каменки, то нами заказано проектирование основных магистральных сетей. Водовод протяженностью 8 км, идущий от Муринской водонапорной станции, охватит сразу оба эти района. От "Северной долины" до Каменки на большой глубине должен быть построен тоннельный коллектор диаметром 2 м и длиной 5 км - по сути, маленькое метро. Полгода уйдет на проектирование, цикл строительства объектов - не менее трех лет. Водовод будет стоить более 1 млрд рублей, коллектор - 2 млрд рублей, и здесь без финансового участия города не обойтись. Наша задача - подтянуть сети до границ районов, внутриплощадочные сети будут обеспечивать уже сами застройщики.

В целом же нормальное электро- и водообеспечение севера и центра города зависит от решения двух поистине системных вопросов. Так, Федеральная сетевая компания должна построить новую подстанцию "Ржевская" 330/220/110 кВ стоимостью около 5 млрд рублей (сейчас город питается от полностью перегруженной подстанции "Восточная" во Всеволожском районе). Постановление о проектировании находится на согласовании в правительстве; мы рассчитываем, что строительство начнется в следующем году - оно должно занять два-три года. Кроме того, необходимо построить новый блок Северной водопроводной станции, стоимость которого оценивается в программе "Водоканала" в 10 млрд рублей. Кстати, с появлением нового блока в числе прочего можно будет перевести Главную водопроводную станцию на Шпалерной улице просто в насосную, освободив таким образом 20 га земли под жилую застройку...

- В 2005 году обещано завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений, но будет ли этого достаточно, чтобы развернуть массовое жилищное строительство на Юго-Западе?

- Запуск ЮЗОС, намеченный на конец 2005 года, позволит обеспечить зону новой застройки на 2-3 млн кв. м жилья, в том числе на территории "Китайского квартала". Однако требуется решить и другие вопросы. Сейчас ЕС проводит тендер по отбору подрядной организации для строительства завода по сжиганию осадков (в настоящее время их просто некуда вывозить - иловые площадки переполнены, отправлять же за 200 км в область - дорого!). Завод может начать работу не ранее 2007 года. К сожалению, ЮЗОС не обеспечивает зоны Пушкина - Павловска, поэтому здесь останется актуальной проблема канализации.

Необходимо построить новый блок подготовки воды на южной водопроводной станции: тендер на проектирование проведен и в течение двух лет мы планируем завершить строительство. Для обеспечения электроэнергией нужно построить несколько подстанций 110 кВ и кабельных линий. Наконец, крупнейший источник тепла - 14-я ТЭЦ нуждается в масштабной реконструкции. В программе "Ленэнерго" предусмотрено выделить на это 5 млрд рублей.

Центральная проблема

- Развитие города вширь требует огромных вложений и не дает скорого результата. Может быть, целесообразнее было бы заняться в первую очередь освоением неэффективно используемых земель в центре города - ведь после освобождения территории от промпредприятий или военных объектов останется уже готовая инженерия?

- Конечно, вывод предприятий дает некоторый эффект, но он не является определяющим. Как правило, так просто не получается: был завод - его вывели и построили что-то на тех же мощностях. Зачастую, пока предприятия простаивали, их мощности уже перераспределили и они оказались у других пользователей. Не говоря уж об износе оборудования и сетей - далеко не всегда вывод предприятий сам по себе решает проблему инженерного обеспечения при строительстве новых объектов. Территория центра города с точки зрения электроснабжения дефицитна независимо от вывода предприятий. Сеть старая, сделана под напряжение 35 кВ и чрезвычайно перегружена...

- И когда город намерен решить эту известную всем проблему, сдерживающую развитие бизнеса, затрудняющую реализацию проектов реконструкции и нового строительства в центре города?

- Первый шаг - строительство за счет средств города новой подстанции 110/10 кВ 40 А в Адмиралтейском районе, на Рижском проспекте. Она будет обеспечивать исторический центр, строительство второй сцены Мариинского театра, реконструкцию Новой Голландии и т.д. Следующей должна стать подстанция где-то в районе Невского и набережной Фонтанки, в зоне Летнего сада и Шпалерной улицы.

Существенно улучшить ситуацию мы планируем к 2008-2009 годам, а к 2010-му хотелось бы полностью решить все проблемы. На строительство новых подстанций 110 кВ вместе с проектированием требуется не менее 2,5 лет. При этом нельзя забывать проблему, которая также тормозит осуществление наших планов: не только строительный бизнес, но и мы сами постоянно сталкиваемся с отсутствием земельных участков в центре города. Строить подстанции практически негде - все продано, везде находятся какие-то собственники; ушли даже те пятна, которые были зарезервированы под инженерию в советские годы!

Возможные резервы

- И все-таки давайте поговорим о запущенных, депрессивных территориях, достаточно близких к центру. С точки зрения инженерии - какие из них представляются вам более перспективными после освобождения?

- Наверное, наименее проблемная территория - Выборгская набережная. Основная сложность - недостроенный в советское время главный коллектор (более 300 тыс. куб. м неочищенных стоков сбрасывается в Неву). На глубине 80 м проложено две нитки коллектора по 4 м диаметром, причем одна из них готова на 80%. Тем не менее для завершения строительства требуется более 10 млрд рублей.

- А территория, ограниченная Свердловской набережной и проспектом Блюхера?

- В плане инженерии больших проблем я здесь не вижу. В зоне есть и коллекторы, и Кушелевская водопроводная станция, и не самая худшая 17-я ТЭЦ. Другое дело - пока не наблюдается признаков того, что в ближайшие годы территория будет развиваться. Значительная ее часть занята 775-м Артиллерийско-ремонтным заводом, находящимся на грани банкротства, - сейчас там полный разброд и шатания, работает военная прокуратура. В августе мы с трудом забрали в казну города брошенную военными котельную, от которой зависит теплоснабжение 12 жилых домов.

- Как обстоит дело с инфраструктурой на территории "Измайловской перспективы", между Митрофаньевским шоссе и Московским проспектом, которая в последнее время привлекает пристальное внимание девелоперов?

- Если говорить об инженерном обеспечении, то зона не является проблемной - головные источники там есть. Вопросы канализации решаются - вдоль Обводного канала идет коллектор. Хотя на создание сетей на территории самого квартала потребуются значительные затраты. С теплом там относительно благополучно: поблизости находится ТЭЦ-15. Недалеко, на Витебском проспекте, есть газ и его можно подвести. Хуже обстоит дело с электроснабжением. Безусловно, нужна реконструкция подстанций и строительство новых, прокладка кабельных сетей. Возможно, могут быть задействованы высвобождающиеся мощности тяговой подстанции, имеющейся у ОЖД в районе Варшавского вокзала.

- Что, на ваш взгляд, мешает массовой жилой застройке территории вдоль Дальневосточного проспекта и в районе улицы Коллонтай в Невском районе, где помимо промпредприятий и складов есть и пустующие участки?

- Территория также весьма интересная и мы уделяем ей соответствующее внимание. В ближайшей перспективе может быть решена проблема водоотведения - после завершения реконструкции канализационной насосной станции в районе Финляндского железнодорожного моста мы сможем отводить стоки в планируемых сегодня объемах. Но в дальнейшем потребуется строительство главного коллектора от Финляндского моста до Кантемировского. Проход первой ветки коллектора завершен, но, чтобы закончить строительство только первой очереди, нужно около 7 млрд рублей. Местный бюджет этого не потянет, и мы намерены добиваться федерального финансирования. Ведь понятно, что в таком проекте не может быть никакой инвестиционной окупаемости - это исключительно экология! Сегодня часть Красногвардейского, Выборгского и Невского районов сбрасывают напрямую в Неву до 500 тыс. куб. м стоков в сутки! Что же касается электричества, то распределительная сеть способна выдержать необходимые мощности; если же Федеральной сетевой компанией будет в срок введенаподстанция "Ржевская", то к 2007-2008 годам вообще никаких проблем не будет.

Промзоны под ключ?

- КЭРППиТ говорит о существовании 16 официальных промзон - туда, как предполагается, и должны выводиться предприятия. Какие из этих зон приоритетны в плане инженерной подготовки?

- Мы надеемся получить от КЭРППиТ задание, определяющее приоритетные зоны и нагрузки по электричеству, газу, теплу, которые необходимо обеспечить: мы должны это учесть при разработке генеральных схем. Пока ситуация с инженерией на разных территориях весьма различна. Например, в таких промзонах, как "Колпинская" и "Металлострой", инженерия практически не готова. Нужно строить новую крупную подстанцию (в советское время она была почти построена в районе Понтонной, но затем ее полностью разворовали). В "Металлострое" надо реконструировать очистные сооружения. Необходимо решать вопрос с подачей воды - от Невского водовода, идущего и по территории области. Масса проблем с промзоной "Царскосельская". Не обойтись без существенных вложений в строительство двух подстанций (они присутствуют в нашей программе), требуется расширение котельных...

- При наличии промышленных зон с нерешенными инженерными проблемами бюджет финансирует создание новых промзон, как в случае с "Нойдорф-Стрельна". Не является ли это распылением средств?

- Да, в этом году выделено около 120 млн рублей - будут практически завершены проектные работы и, возможно, выполнена часть земляных работ. На следующий год в бюджете предусматривается на подобные проекты порядка 300 млн рублей - часть этих средств будет направлена на промзону в Стрельне. Какие еще появятся проекты - пока неизвестно; наверное, это выяснится после переговоров с инвесторами... Распыления денег я пока не вижу - ведь "Нойдорф-Стрельна" является пока единственной. Так сложилось исторически - немцы построили поселок, им понравилось и они хотят, чтобы им создали условия для вложения денег в производство.

Инвестиционная неопределенность

- Целесообразно ли для повышения инвестиционных возможностей ГУПов-монополистов реформировать их в ОАО или создавать с их участием управляющие компании?

- В ближайшей перспективе реформы не нужны. Привлекая крупные западные средства на реализацию проектов по "Водоканалу", мы связали себя обязательствами. Теперь любое реформирование предприятия, привлечение дополнительных инвестиций сопряжено с необходимостью согласования с нашими кредиторами - ЕБРР, Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным банком и др. И неизвестно, как они посмотрят на какие-то реорганизации, не посчитают ли, что это может ухудшить их положение в качестве заемщика.

Создав ОАО вместо ГУПа, мы получим массу проблем. Однако образована рабочая группа, которая к середине 2005 года должна определить модель реформирования. Например, придется использовать сложные схемы проведения через бюджет средств на реновацию оборудования, сейчас это осуществляется за счет амортизации. Мне непонятно, почему туда потекут инвестиционные деньги?! Допустим, придет частная компания. Но она сразу попадет в вилку: тарифы жестко регулируются, а население не может платить больше, затраты значительные, техническое состояние сетей и оборудования, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В итоге компания обанкротится или будет пытаться проводить политику массовых отключений - ведь не секрет, что потребители, в том числе жилищники, часто не вовремя платят...

- Тем не менее "Газпром" считает привлекательными инвестиции в масштабные проекты в Петербурге...

- Здесь несколько иная ситуация. Развитие системы газораспределения - социальная задача, и "Газпром", где государство представляет большинство в совете директоров, вынужден заниматься этим. Каждый год решением государства "Газпром" просто выделяет из прибыли часть средств на газификацию. Инвестиции в газораспределение сегодня, в принципе, не окупаются, это может произойти через десятилетия. Но как поставщик "Газпром" заинтересован в расширении потребления и сохранении рынка. Что касается работ на Петроградской стороне, то это решение политическое. Это пилотный проект, на котором город намерен проверить взаимодействие с инвесторами: при сотрудничестве с практически государственной компанией риски минимальны. Для "Газпрома" окупаемость проекта будет достигнута, когда весь район окажется охвачен, т.е. лет через 8-10. Частный инвестор не может такого себе позволить.

- Город и дальше будет покрывать убытки ГУП "ТЭК СПб", возникшие при прежнем руководстве предприятия? Недавно этот вопрос планировалось даже рассмотреть на правительстве города.

- После прихода в ГУП нового руководства был сделан аудит и выяснилось, что в бухгалтерии остались непокрытыми убытки прошлых лет. Вместе с Комитетом финансов мы провели экспертизу и признали только 54 млн рублей - эта сумма образовалась еще до 2001 года как элементарная задолженность бюджета. Совсем другое дело - 350 млн рублей, которые возникли в результате сложных взаимоотношений с "Ленэнерго" и судебной тяжбы, проигранной ГУП "ТЭК СПб". Покрывать подобные убытки город не собирается.

- Администрация Петербурга была против привлечения управляющей компании (УК) на Северо-Западную ТЭЦ и проведения допэмиссии. Теперь город планирует продать свои 7,5% ТЭЦ?

- Да. Мы изначально были против привлечения УК. Все делалось впопыхах, не было предоставлено гарантий того, что управляющие действительно найдут деньги на достройку второго блока ТЭЦ - говорилось лишь о том, что за год они предложат схему привлечения денег. Но ведь она может нас не устроить и окажется, что мы заплатили большие деньги за управление, а реального эффекта нет. Наши опасения подтверждает, к примеру, такой факт: вместо июня УК пришла на ТЭЦ только в октябре - потеряно четыре месяца. Чем они занимались - неизвестно!

Город будет продавать свой пакет акций - мы не можем выделить 500-600 млн рублей, чтобы выкупить нашу долю при проведении эмиссии. В свою очередь, РАО "ЕЭС России", увеличивая пакет, вносит не деньги, а оборудование, которое ранее предназначалось для станции. Мы обеспокоены тем, что наша доля акций может быть размыта после проведения эмиссии. Но законодательство, в принципе, защищает миноритариев при увеличении уставного капитала, и в этой связи мы намерены вести себя очень грамотно...

Беседовал Игорь Архипов

К Рощино пристроят коттеджный поселок  »
Юридические статьи »
Читайте также