Новые правила отбора аудиторов проверят на практике

Прошло 1,5 месяца с тех пор, как вступили в силу новые Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.

Однако ни аудиторы, ни общественные организации, ни само Минимущество, при активном участии которого происходила их подготовка, комментировать новые изменения не стремятся. Оно и понятно: прошло очень мало времени, чтобы можно было проверить все на практике. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых юридических нестыковках. Одна из них связана с составом конкурсной комиссии.

Юрист Института проблем предпринимательства Алексей Жук комментирует новые Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25% (Постановление РФ №409).

"Согласно новым правилам, конкурсная комиссия по отбору аудиторской организации состоит из представителей исполнительного органа общества и представителей федеральных органов исполнительной власти, являющихся фактически представителями государства как акционера общества. При этом остальным акционерам не предоставлено право участия в конкурсной комиссии. Таким образом, государство ставит себя в привилегированное положение по сравнению с остальными акционерами.

Кроме того, в настоящей редакции правила противоречат федеральному Закону "Об акционерных обществах", что сильно ограничивает сферу их применения.

Согласно федеральному Закону, утверждение аудитора относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества. При этом порядок предложения кандидатуры аудитора акционерного общества законом не установлен. Согласно же правилам, по результатам конкурса отбирается победитель, сделавший наилучшие технические и финансовые предложения. Таким образом, с учетом требований правил перед общим собранием акционеров фактически ставится вопрос о формальном утверждении аудиторской организации, при выборе которой участвовал только один акционер – государство. В то же время в ст. 49 Закона "Об акционерных обществах" говорится о том, что решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров. В этой ситуации возможен вариант, когда общее собрание не утвердит в качестве аудитора выбранную конкурсной комиссией организацию. Порядок же выбора аудиторской организации в этом случае правилами не регламентируется.

Однако, даже если общее собрание акционеров утверждает предложенного ему аудитора, возникает вопрос об оплате его услуг. С одной стороны, приемлемые для себя условия оплаты аудитор уже предложил при участии в конкурсе, и конкурсная комиссия их одобрила. С другой, согласно Закону "Об акционерных обществах", определение размера оплаты услуг аудитора относится к компетенции совета директоров общества. Но, поскольку совет директоров не является исполнительным органом общества, его члены не могут входить в состав конкурсной комиссии по отбору аудитора, т.е. хотя бы косвенно принимать участие в определении размера оплаты".

Татьяна Иванова

Путин внес в Госдуму на ратификацию Конвенцию ООН против коррупции  »
Юридические статьи »
Читайте также