Страховой рынок на грани кризиса

Российским автовладельцам, застраховавшим свою ответственность на добровольной основе, с 1 июля предстоит прервать действующие договоры и оформить новые — обязательного страхования.

В департаменте страхового надзора Минфина считают, что поскольку это разные виды страховки, то, следовательно, они требуют отдельного отражения в бухгалтерской отчетности страховщика. При этом по новому закону об обязательном страховании автогражданской ответственности клиент и страховщик должны будут перезаключить существующие договоры добровольного страхования, исключив из них ту часть, которая охватывается обязательным страхованием, и оставив то, что обязательным страхованием не покрывается.

Думские противники правительственного законопроекта об обязательном страховании предсказывают кризис на российском страховом рынке. Это подтвердил "Времени МН" и член думского комитета по законодательству, депутат Виктор Похмелкин, который является известным борцом за права автолюбителей и инициатором поправки, откладывающей вступление закона об обязательном автостраховании как минимум на год.

— Виктор Валерьевич, вы предлагаете перенести срок вступления закона в силу на 1 июля 2004 года, однако у этой инициативы масса противников. Чем они мотивируют необходимость начала обязательного страхования уже нынешним летом?

— Мою поправку Дума будет рассматривать где-то в конце мая или в начале июня. Однако те, кто против переноса сроков, мотивируют это тем, что их устраивают тарифы, они рассчитывают на очень большие прибыли и на то, что к ним придет много новых клиентов. Но эти расчеты необоснованны, поскольку есть серьезная угроза, что люди попросту начнут уклоняться от страхования. В итоге страховому рынку грозит серьезный кризис.

— Но ведь до сих пор мало кому понятен механизм конвертации добровольного страхования в обязательное...

— Мы предупреждали об этом. Дело в том, что закон совершенно не регулирует вопрос будущего добровольного страхования. Все сейчас отдано на откуп страховым компаниям, общая практика пойдет вразнобой.

В любом случае переоформлять договор добровольного страхования придется, поскольку всем владельцам транспортных средств необходимо будет заключать новый договор обязательного страхования. А в какой ситуации окажется добровольное страхование, сейчас никто не может сказать. Каждая страховая кампания будет решать этот вопрос индивидуально, и может получиться так, что условия страхования для значительной части граждан, которые раньше страховались добровольно, ухудшатся.

— Во сколько, по-вашему, на самом деле обойдется оформление обязательного страхования среднему россиянину?

— Базовая ставка будет равняться примерно двум тысячам рублей с учетом всех коэффициентов. Для Москвы эта сумма может "набежать" до 400 долларов: за самые дорогие автомобили, за стаж использования, за возраст машины и так далее... Но, кроме того, будет еще масса дополнительных затрат: возможно, за автотехническую экспертизу, юридические услуги, на взятки, поскольку придется вступать в "новые" отношения с гаишниками и с теми же страховыми компаниями. В любом случае населению это обойдется в копеечку.

Беседовал Дмитрий Чернов

В России принят очередной безумный закон Автогражданка без гражданства  »
Юридические статьи »
Читайте также