Страхуйте наши души

Граждан России должен защитить закон об обязательном страховании ответст-венности устроителей публичных мероприятий

Значительное количество людей, собравшихся в одном месте, - уже потенциально опасная ситуация. А в городе это обычное дело. Каждый день мы посещаем многолюдные места - кинотеатры, концертные залы, фитнес-центры, супермаркеты и так далее. До недавнего времени там мы боялись только одного: злого умысла, то есть теракта. Но трагедия в "Трансвааль-парке" заставила по-новому взглянуть на проблему ответственности владельцев подобных сооружений перед посетителями. В большинстве цивилизованных стран система защиты людей в местах их массового скопления имеет два уровня: во-первых, застрахованы сами заведения, а во-вторых, практически каждый человек имеет полис добровольного медицинского страхования. Причем по каждому объекту недвижимости его владелец должен застраховать в обязательном порядке ответственность перед посетителями! У нас же людям приходится полагаться только на себя.

Между тем цена вопроса весьма велика: только в одной Москве около ста кинотеатров, каждый из которых имеет в среднем по 500 посадочных мест (итого около 50 тысяч посетителей за один сеанс, а в день их несколько), почти столько же театров и два десятка концертных залов, помимо этого в столице примерно 18 тысяч предприятий розничной торговли и около 7 тысяч точек общепита. Сколько человек ежедневно посещают эти места? Миллионы! Всего один пример: торговый комплекс "Мега" на МКАД каждые выходные посещает более 70 тысяч человек, а всего в год туда приходит около 25 миллионов человек. И таких мест в столице масса: как известно, вокруг Кольцевой автодороги практически не осталось ни одного квадратного метра свободной площади, все занято уже действующими или строящимися магазинами. И необязательно там должна произойти катастрофа. Просто начинает работать закон больших чисел - с кем-то из такой огромной массы людей может что-то случиться. Например, упадет плохо закрепленная люстра, сорвется крепление тяжелой полки с товарами или кто-то "пройдет" сквозь стеклянные двери - да мало ли что может приключиться с маленьким человеком в большом городе?

Добровольная принудиловка

Принятую на Западе систему страхования объектов общественного пользования можно назвать добровольно-принудительной, но только в хорошем смысле этого слова. Оформлять полисы на свои магазины, фитнес-центры, аквапарки, бары и рестораны обязаны все их владельцы поголовно, а вот размер страхового покрытия они вольны выбирать сами. Можно застраховать жизнь и здоровье посетителей кинотеатра на миллион долларов, а можно и на 10 миллионов. "За границей очень большие суммы по компенсации ущерба здоровью, а еще большие за моральный ущерб. Владельцу кинотеатра или аквапарка просто выгодно застраховаться: если с клиентами что-то случится, ему не придется платить им из своего кармана", - отметил генеральный директор страховой компании "Стандарт-Резерв" Виктор Юн. "Для таких сложных и потенциально опасных объектов, как аквапарки и иные места отдыха, страхование ответственности перед посетителями первично, а уже ущерб самому сооружению вторичен. Данный вид услуг на российском рынке имеется, но это штучный продукт, так как он не является обязательным для всех", - уточнил заместитель генерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.

В России, увы, все не так, как за границей. Вопрос о необходимости страхования ответственности устроителей мероприятий обсуждают. Но и только - уже много лет дальше этого дело не продвинулось. "На компенсацию вреда потерпевшим в результате катастроф тратятся бюджетные средства, собираемые в основном за счет налогов с граждан. Однако возмещение подобного вреда должно осуществляться в большей степени посредством более гибкого механизма - страхования. В этой связи реально назрела потребность в разработке и принятии специального федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности устроителей публичных мероприятий", - сообщил "Итогам" президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль.

Однако ВСС не занимается лоббированием столь нужного нашему обществу закона. Функционеры ВСС ссылаются на то, что нет "инициативы снизу", то есть страховые компании не жаждут получить себе этот рынок. Это не совсем верно, более того, сделаны даже приблизительные его оценки: так, по словам Виктора Юна, он будет сравним с рынком страхования автогражданской ответственности, то есть это несколько десятков миллиардов рублей, которые пойдут в страховую отрасль и могут быть направлены на выплаты пострадавшим в катастрофах. Так что низкая активность ВСС в данном случае не вполне понятна: ОСАГО пробили к обоюдной выгоде населения и компаний, а здесь страховщики почему-то медлятЙ

В сентябре прошлого года МВД, ФСБ, Совет безопасности и Минюст России создали межведомственную рабочую группу, которая должна была заняться разработкой законопроекта "О введении обязательных норм безопасности при проведении массовых мероприятий и об обязательном страховании ответственности их организаторов". В том числе и от терактов. На этом особо настаивали силовики. "Государству не придется брать на себя многомиллионные выплаты возможным жертвам террора, и это не только разумно, но и справедливо. Тот, кто получает прибыль от мероприятий, должен нести риски", - еще около года назад говорил экс-глава МВД Борис Грызлов. О необходимости более полно защитить граждан "Итогам" сказал директор Московской дирекции по подготовке и проведению массовых мероприятий Олег Беликов: по его мнению, страховать ответственность перед посетителями необходимо.

Прибыль - дело святое

Добровольное страхование ответственности супермаркетов, ресторанов, кинотеатров и иных подобных заведений - в России пока что случаи единичные. Например, по ответственности перед посетителями уже много лет страхуется "Экспоцентр" на Красной Пресне: специалисты объясняют это тем, что в выставках там постоянно принимают участие иностранцы, а они к этому относятся весьма серьезно.

Гром грянул - случилась трагедия в "Трансвааль-парке", - и в России начали креститься, то есть страховаться. Так, после Нового года в Москве открылся 9-зальный мультиплекс "Синема-парк", принадлежащий холдингу "Интеррос". Он пока что не застрахован, но уже к концу недели это должно быть сделано. Во всяком случае так уверяют его хозяева. Странно, что это не сделали еще до 22 января, когда он открылся. "Мы заключаем "пакетный" договор - страхуем все риски вместе. Конечно, в первую очередь нас интересуют кресла. Они хоть и крепкие, но полностью от вандалов их не защитить. Но и ответственность за жизнь и здоровье клиентов нами будет застрахована", - сообщил "Итогам" директор по информации и связям с общественностью ИД "Проф-Медиа" (входит в структуру "Интеррос") Сергей Фролов. А вот сумму страхового покрытия он обнародовать отказалсяЙ

Впрочем, кое-кто из отечественных коммерсантов застраховался сравнительно давно. "У нас уже больше года заключен договор по страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами, находящимися в нашем помещении, в том числе и перед покупателями, по всем форсмажорным ситуациям. Да и само здание тоже застраховано", - говорит коммерческий директор ОАО "Детский мир" Владимир Прохвостов. Хоть это радует: жизнь и здоровье детей, посещающих главный игрушечный магазин России, все-таки застраховали. А все другие подобные объекты? Увы - тут ответ отрицательный.

"Во всех цивилизованных странах ответственность перед посетителями мест общественного пользования - святое, никто даже не обсуждает, делать это или не делать", - говорит Игорь Иванов. А что святое у наших предпринимателей? Бизнес на развлечении - очень прибыльное дело, кинотеатры и многофункциональные центры досуга растут как грибы после дождя, а активность на рынке страхования ответственности перед их посетителями по-прежнему практически нулевая. Кстати, и страхование самих объектов недвижимости от возможных катастроф (то есть имущества в пользу его владельцев) тоже не особо прогрессирует: по оценкам страховщиков, не более 30 процентов магазинов, складов, ресторанов и производственных помещений в России защищено таким образом. Во-первых, это связано с недостаточным уровнем культуры страхования в нашей стране. Во-вторых, предприниматели откровенно экономят и надеются на традиционное русское авось. А в-третьих, отечественным компаниям пока что не особо и доверяют. Все эти факторы в совокупности тоже оказывают определенное (то есть очень сильное!) влияние на развитие страхования ответственности хозяев объектов массового пользования. А если не застрахованы материальные ценности, то что же говорить о людях. Ведь в нашей стране, в отличие от всего цивилизованного мира, человеческая жизнь ценится крайне низко. Например, в США каждой семье жертв событий 11 сентября из госбюджета было выделено в среднем по 1,5 миллиона долларов. А у нас счет идет на тысячи рублей.

Есть и еще один неприятный момент. Допустим, закон будет разработан и принят. Но какие в нем будут цифры по размерам выплат пострадавшим? Можно предположить, что экономии ради бизнес-сообщество попытается добиться их минимизации, дабы уменьшить отчисления, то есть размер страховой премии. И тогда данный правовой акт можно считать абсолютно бесполезным. Может так случиться, что по закону владелец здания будет нести ответственность перед своим гостем, к примеру, всего на несколько тысяч рублей. А остальное по-прежнему придется доплачивать государству.

Дело рук самих утопающих

Итак, картина достаточно безрадостная, и перспектива ее улучшения более чем туманна.

Что делать в такой ситуации? Наиболее разумный способ - действовать по известному принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". В данном случае это значит, что нужно застраховать свою жизнь и здоровье самостоятельно. "Страхование жизни - самый распространенный вид полисов в Западной Европе, Америке и Японии. Его доля достигает 60-70 процентов от всего объема собранных премий. В разных странах мира около 90 процентов населения имеют полисы долгосрочного страхования жизни", - пояснила директор департамента "Страховой группы "УралСиб" Маргарита Хорунжая. Практически каждая страховая компания имеет достаточно широкий выбор подобных продуктов, тарифы на этот вид услуг у крупнейших отечественных страховщиков более или менее одинаковые. Нужно просто заблаговременно этим озаботиться. Кстати, на некоторые заграничные курорты вас просто не пустят без полиса страхования жизни, в особенности если это какой-то экстремальный отдых.

Между прочим, для хозяев мест активного отдыха граждан есть еще один способ защитить своих клиентов - организовать продажу "одноразовых" полисов страхования жизни прямо на месте, то есть около кассы того же аквапарка или картинг-клуба. Но на это вряд ли кто пойдет. "Теоретически можно организовать торговлю полисами страхования жизни на территории развлекательного комплекса, но такой вид сервиса вряд ли получит распространение - это плохая реклама, как бы свидетельство потенциальной опасности данного места", - пояснил Игорь Иванов. Кстати, в том же "Трансвааль-парке" можно было купить билет со страховкой (на 70 рублей дороже) и получить покрытие на 40 тысяч рублей. Про моральный ущерб (многие ведь получили серьезные психологические травмы) никто вообще ни слова не говорит. Общие выплаты пострадавшим сейчас составляют всего несколько миллионов рублей - по западным меркам это просто смешно. Между тем компенсация семьям погибших со стороны московского правительства составляет 100 тысяч рублей. Это опять к вопросу о том, каким должен быть размер компенсации.

Жизнь в большом городе всегда дороже, чем в провинции. И, к сожалению, реалии таковы, что из-за отсутствия цивилизованных норм защиты граждан в местах общественного пользования мы вынуждены платить еще больше. Но пока что иного выхода нет: страхуйся сам - или проиграешь. Причем проиграть можно здоровье или жизнь...

Нильс Иогансен

Суд утвердил примирение  »
Юридические статьи »
Читайте также