Страсти по бюджету

Законодательное собрание Санкт-Петербурга в целом приняло проект бюджета города на 2005 год. Теперь дело за подписью губернатора. По сравнению с предыдущим годом бюджет вырос на 36%. Правда, больше стал и дефицит - почти в два раза. По сравнению с первоначально составленным финансовым планом доходы городской казны увеличатся на 800 миллионов рублей, а расходы - на один миллиард. "Бюджет 2005 года - сбалансированный бюджет. Он сохраняет свою социальную направленность, решает все самые острые нужды бюджетников на следующий год. В то же время мы существенно увеличили выделение средств на капитальные расходы.

Увеличение дефицита позволит существенно увеличить объем капитальных работ, и поэтому дефицит сейчас необходим. Но этот процесс не вечен - уже с 2006 года пойдет снижение дефицита, а в 2008-м мы выйдем на бездефицитный бюджет. Мы уже снизили долг Петербурга на 18%, и наша работа с долгом признана западными экспертами одной из самых успешных в Восточной Европе. Кроме того, у увеличения дефицита есть и объективные причины: идет подготовка продажи акций крупных гостиниц, и эти средства пойдут именно на покрытие дефицита. Резкий рост бюджета - на 36% или на 30 млрд. рублей за 1 год - это небывалый рост. И это результат той работы, которую мы вели в течение всего года". Так Валентина Матвиенко охарактеризовала будущий главный финансовый документ города в своем выступлении перед депутатами Законодательного собрания.

Основные положения ныне действующего городского закона о бюджете-2004 были заложены еще финансово-экономическим блоком администрации бывшего губернатора Владимира Яковлева. Поэтому анализ проекта бюджета-2005 дает представление о приоритетах бюджетной политики новой команды Смольного.

Дефицит

Первый в истории города бездефицитный бюджет был принят в 1997 году на наступающий 1998-й финансовый год. Такая ситуация сохранялась на протяжении последующих пяти лет вплоть до 2002 года, когда был сверстан дефицитный бюджет на юбилейные 365 дней. Подобная политика городской администрации сохраняется и по сей день. Причем дефицит, несмотря на все старания чиновников, медленно, но верно увеличивается и практически не поддается планированию. В перспективном финансовом плане Петербурга была заложена цифра 3,9 миллиарда рублей, которая в итоге превратилась в 8,7 миллиарда. Вместе с бюджетным дефицитом синхронно растет и городской долг. В бюджете-2004 напротив графы "внутренний городской долг" стоит цифра 13,998 миллиарда рублей, а у "внешнего" - 3,21 миллиарда. В бюджете 2005 года эти цифры составляют уже 17,59 миллиарда и 3,21 миллиарда соответственно.

Известный либеральный экономист Хайек говорил, что бюджетный дефицит всегда порожден политическими причинами, поскольку с точки зрения экономики его всегда можно опровергнуть. То ли Хайек ошибался, то ли нынешние экономисты стали более "умными", но дебет с кредитом у города никак не сходится.

Доходы

Запланированные доходы в проекте бюджета-2005 оказались больше, чем в финансовом плане, - 112,2 миллиарда рублей вместо 101. По заявлениям работников Смольного, рост доходов в бюджете-2005 связан со многими факторами.

Во-первых, за год деятельности новой администрации изменилась схема работы с недвижимостью, а точнее с землей, находящейся в городской собственности. Во-вторых, в декабре 2003 года правительство Петербурга решило увеличить минимальный размер отчислений строительных компаний на развитие городской инфраструктуры почти в два раза - до 80 долларов за один квадратный метр. В-третьих, в то же самое время было заявлено, что вместо привычного распределения права аренды на землю через инвестиционно-тендерную комиссию необходимо проводить торги. Предполагается, что поступления от аренды земли, полученной на торгах в 2005 году, будут значительно выше по сравнению со старой схемой.

Оказалось, что новая администрация обладает нестандартным взглядом на городскую собственность. Вместо того чтобы оставить ее в своем пользовании, решено часть просто... продать. Например гостиницы. В 2003 году в качестве дивидендов от своих акций петербургская казна получила всего 37 миллионов рублей, хотя в большинстве гостиниц доля города превышала 50%. Комитет по управлению государственным имуществом администрации Петербурга объявил о намерении города уйти из гостиничного бизнеса. Межведомственная комиссия по рассмотрению отчетов о рыночной стоимости находящихся в собственности города пакетов акций определила цену продажи госпакетов трех петербургских гостиниц - "Прибалтийской", "Пулковской", "Астории".

Так, доля Санкт-Петербурга в ООО "Гостиничный комплекс "Прибалтийская" (49%) оценена ЗАО "Делойт и Туш СНГ" в 510 миллионов рублей, этот же оценщик рекомендовал продать городу свой пакет акций ЗАО "Гостиничный комплекс "Астория" (23,33%) за 488 миллионов рублей. Доля Санкт-Петербурга в ООО "Гостиница "Пулковская" (74,9 %) оценена компанией "Эрнст энд Янг" в 511 миллионов 300 тысяч рублей. Всего же городские власти намерены в 2004-2005 годах полностью приватизировать 11 петербургских гостиниц и дополнительно привлечь в бюджет до 4 миллиардов рублей.

В конце этого года появился еще один способ потенциального увеличения доходов городского бюджета Петербурга в 2005 году. Речь идет о регистрации в Северной столице крупных компаний федерального значения. Первыми ласточками стали "Внешторгбанк" и "Газпромнефть". Правда, при этом ушла из города Октябрьская железная дорога, ставшая филиалом РЖД. И ее налоги теперь пойдут в федеральную казну.

Кроме того, для получения дополнительных доходов город старается проводить политику осознания бизнесом своей "социальной ответственности". Так, власти надеются привлечь около 2 миллиардов рублей частных инвестиций на реставрацию исторических памятников. Договоренность о перечислении средств на эти цели была достигнута с Тюменской нефтяной компанией в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Тюменской областью в июле этого года. Нефтяники перечислили 280 миллионов рублей на безвозмездной основе.

Но самое надежное увеличение доходов городского бюджета - это строительство новых предприятий - потенциальных налогоплательщиков. Вице-губернатор Михаил Осеевский заявил, что в 2005 году город готов предоставить инвесторам льготы, а именно: компании, инвестировавшие в основной капитал больше 10 миллионов долларов, будут освобождены от уплаты в городской бюджет 4% из налога на прибыль и заплатят налог на имущество по "половинной ставке" (1,1%).

Резервный фонд губернатора составит, как и раньше, 1% от бюджета, в аналогичные фонды глав районов поступит по 5,6 миллиарда рублей. По предложению депутатов ЗакСа, на нужды округов вместо "коллективной поправки" в 2005 году будет выделено по 50 миллионов рублей на каждый.

Дополнительные доходы в горбюджет ожидаются от поступлений налогов на прибыль, на игорный бизнес, транспортного налога и использования имущества государственных учреждений и предоставления ими платных услуг.

Что же касается поправки на инфляцию (по прогнозам Минэкономразвития, уровень инфляции должен снизиться с 10% в 2004 году до 4-6% в 2007-м), то она в 2005 году должна будет "съесть" 6,5 миллиардов доходов.

Расходы

Городские власти обозначили два основных приоритета расходования средств: социальная сфера и капитальные вложения. Если посмотреть, по каким отраслям распределяются бюджетные деньги, то получится следующая картина.

На первом месте стоит образование - 17,9% всех петербургских расходов (21,643 миллиардов рублей).

Затем следуют:

здравоохранение - 14,87% расходов (17,979 миллиарда рублей);

социальная политика - 11,76% (14,220 миллиарда рублей);

культура и искусство - 2,88% (3,49 миллиарда рублей).

В общей сложности почти половина городского бюджета приходится именно на эти отрасли.

Однако в процентном отношении доля городских расходов на образование, социальную политику и культуру, по сравнению с текущим бюджетом, сократились - на 2%, 1,5% и 0,5% соответственно. В то же время заметно - на 5,5% (или на 9,3 миллиарда рублей) - увеличилось финансирование здравоохранения. Большую часть этих дополнительных денег планируется потратить по статье "содержание учреждений здравоохранения, функционирующих в системе ОМС" (свыше 90%).

Второе ключевое направление расходования городских средств - так называемый "бюджет развития" (разного рода капитальные расходы) и его главная составная часть - фонд развития инфраструктуры (ФРИ).

Существенных изменений приоритеты расходования средств ФРИ в проекте бюджета-2005 (общий объем которого запланирован в размере 11,354 миллиарда рублей) не претерпели. На "инженерную подготовку территорий под жилищное строительство" намечено потратить 759,385 миллиона рублей (68%). Еще 482 миллиона рублей планируется истратить на инженерную подготовку территорий, предназначенных под "размещение объектов нежилого назначения", в том числе 182 миллиона рублей на подготовку территории нежилой зоны "Пулково-3" (инженерные сооружения, включая дороги, озеленение, уличное освещение, очистные сооружения).

Больше всего средств планируется потратить на строительство дорог (5,4 миллиарда рублей) и метрополитена (1,65 миллиарда рублей). Сюда входит достройка станции "Комендантский проспект", сооружение выхода с уже построенной "Адмиралтейской" и продолжение работ на участке от "Сенной площади" до "Волковской".

300 миллионов рублей, появившихся за счет сокращения МРОТа для выплаты зарплаты госслужащим с 600 до 500 рублей, будут направлены на реализацию закона о социальной поддержке отдельных категорий граждан в реформе по монетаризации льгот.

Основная часть расходов пойдет на расселение ветхого аварийного фонда и строительство около 100 тысяч квадратных метров нового жилья, на развитие инженерной инфраструктуры города.

На 50% увеличатся расходы социального характера. Около 500 миллионов рублей будет выделено из городского бюджета на проведение праздничных мероприятий в честь празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Чтобы оптимизировать расходы городского бюджета, была принята новая система распределения городского заказа. Предполагается, что в 2005 году будет произведено закупок продукции на общую сумму около 80 миллиардов рублей. Это составляет две трети будущего бюджета города.

Итог

Несмотря на все вышеперечисленные меры, компенсировать дефицит бюджета не получается. Более того, по предварительным расчетам, к 2007 году предполагается сократить дефицит лишь до 3 миллиардов рублей. Так что бездефицитный, а тем более профицитный бюджет в ближайшие годы у города вряд ли появится.

Любой бюджет является продуктом политического торга. Весь вопрос в том, чья сторона оказывается наиболее сильной. Петербургские социологи сходятся во мнении, что губернатор не имеет стопроцентного влияния на Законодательное собрание. Как доказательство в новом бюджете сохранены резервные средства депутатов.

Еще одна особенность нового бюджета - впервые в этом документе не отражены платежи за коммунальные услуги. Не исключено, что вопрос законности этого пункта еще не раз будет подниматься в будущем.

Если говорить о мнении простых горожан, то по данным исследования, проведенного Агентством социальной информации, 37,6% считают, что их интересы определенно не учтены в нынешнем бюджете. А 27,6% ответили на заданный вопрос "скорее не учтены". Абсолютно уверены в том, что их интересы не учтены в городском бюджете, бизнесмены, пенсионеры и госслужащие.

Летом бюджет-2005 будет пересмотрен, так как в документе на самом деле не учтены налоговые поступления по статьям, которые были приняты в последнее время.

Версия Натальи Григорьевой

Штрихи необычного бюджета  »
Юридические статьи »
Читайте также