Кому не нужны здоровые дети?

После корректировки городского бюджета-2004 и одновременно ужесточения конкурентной борьбы на рынке детских товаров городская программа адресной помощи новорожденным, действовавшая последние несколько лет, оказалась под угрозой.

Как уже сообщало "НВ", принятые Законодательным собранием изменения бюджета сокращают финансирование программы о компенсационных выплатах на рождение детей: 60 млн рублей распределены по другим статьям бюджета. Одновременно депутаты отклонили поправки и в сам Закон о компенсационных выплатах. В итоге ситуация оказалась совершенно запутанной: деньги из бюджета на данную программу изъяли, а суть закона не изменили, и, значит, он предусматривает компенсацию всем родителям вне зависимости от их доходов.

Экономим. На детях

По действующему с 2002 года закону молодые петербургские семьи, родившие ребенка, до сих пор получали два вида компенсаций - единовременную и ежемесячную. Первая - единовременная - выплачивалась в размере 3,5 прожиточного минимума для детей. Эту помощь получали все молодые родители вне зависимости от их материального положения и социального статуса. Ежемесячная же компенсация, размер которой составляет 50 процентов детского прожиточного минимума (это при рождении первого ребенка), выплачивалась только малоимущим семьям - тем, чей среднедушевой доход (включая новорожденного) ниже величины среднего прожиточного минимума.

В своем решении давать и единовременную компенсацию только малоимущим администрация города руководствовалась стремлением сэкономить, отказав в выдаче компенсаций состоятельным гражданам. Вместе с тем ряд депутатов старались отстоять права детей.

Так, комментируя ситуацию в ЗС, депутат Наталия Евдокимова заявила, что собирается по этому делу обратиться в прокуратуру и суд. Ранее Евдокимова - председатель комиссии ЗС по социальным вопросам - заявляла: для поддержания благоприятной демографической ситуации в городе необходимо по-прежнему выплачивать единовременное пособие на каждого родившегося ребенка. И выдача компенсаций хотя бы тем, чей ежемесячный доход меньше двух прожиточных минимумов, позволила бы достичь компромисса - сэкономить бюджетные средства и не вызывать лишнего социального недовольства. Но эту поправку депутаты не приняли.

Одновременно надо понимать, что доходы семьи определяются лишь справкой с места работы, подаваемой в районный отдел социальной защиты населения. И споры властей о том, кому платить пособие, а кому нет и платить ли его вообще, - это лишь одна из "туч", нависших над всей программой адресной помощи молодым семьям в Петербурге.

Растем и развиваемся?

Известно, что в Петербурге - демографический кризис. И решение данной проблемы считается одной из первоочередных задач работы городской администрации, о чем неоднократно заявляла глава города Валентина Матвиенко. Только за последние несколько лет в Петербурге наблюдается рост рождаемости: с 2000 года показатели стали увеличиваться, и сейчас, по мнению специалистов, идет стабильный рост. По статистике, за последние 5 лет рождаемость в Петербурге выросла на 19 процентов, в Ленобласти - на 13 процентов. В 2003 году родилось 42 тысячи 200 новорожденных, их количество по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 2 тысячи. Прогноз к концу года - еще более оптимистичный. Снижаются также показатели младенческой смертности и заболеваемости.

По мнению специалистов, не последнюю роль в росте рождаемости сыграла социальная программа, реализуемая законом "О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним", принятым еще в 2000 году. Более того, действующим законом стимулируется рождение второго ребенка, и это не случайно. Если первенца молодые пары рожают часто, то на второго ребенка отваживаются крайне редко, опасаясь, что не смогут обеспечить малышу все необходимое для роста, развития и здоровья. Потому ежемесячная компенсационная выплата зависит от того, какой по счету ребенок родился в семье: на первого ребенка выплачивается 50 процентов прожиточного минимума, на второго - 65 процентов, на третьего - 35 процентов. Кроме того, все рассчитано так, чтобы на первую единовременную компенсацию по рождению ребенка можно было приобрести по карточкам все необходимое - кроватку, коляску, минимум одежды. А затем ежемесячно на перечисляемые средства покупать детское питание и смеси.

Очередь и сухой паек

Программа в нынешнем виде живет всего несколько лет. Те, чьи дети сейчас ходят в школу, вспомнят непростые 90-е, когда ребенка было просто нечем и не на что кормить. Существовавшая в советские годы система молочных кухонь и выдачи специальных смесей для новорожденных к тому моменту приказала долго жить - все кухни и пункты были закрыты. Единственное, что удалось сделать, - организовать выдачу сухих смесей в детских поликлиниках. Каждая мама, отстояв в длинной очереди, получала строго лимитированный "паек" на ребенка и ни о какой дополнительной помощи не мечтала. Ситуация с рождаемостью в Петербурге в те годы была почти катастрофической.

Тогда городские власти изыскали возможность и приняли решение о возрождении молочных кухонь: к 2002 году было открыто 42 пункта, а в их воссоздание потребовалось вложить 2 миллиона долларов. Но таких средств в бюджете просто не было, а никто из городских коммерческих предприятий не хотел участвовать в программе, - бизнес выглядел неприбыльным, проблем было множество. К тому моменту петербургское ЗАО "Спецобслуживание" организовало оптовые поставки детского питания для нуждающихся, выиграв соответствующий тендер городской администрации. Данное предприятие оказалось единственным, кто выступил с инициативой участвовать в реализации проекта адресной помощи молодым семьям.

Пройдя все процедуры согласования среди чиновников и врачей, ЗАО "Спецобслуживание" было назначено исполнителем городского Закона о компенсационных выплатах в связи с рождением ребенка и уходом за ним, подписанного в 2000 году. В 2002 году банк "Санкт-Петербург" выпустил карточки ("Детская"), на которые перечислялись пособия из бюджета, а ЗАО "Спецобслуживание" начало создавать сеть магазинов "Здоровый малыш" на базе существовавших пунктов выдачи детского питания. Именно здесь молодые мамы смогли по карточкам приобретать необходимые товары, а до появления магазинов - получали лишь детское питание по рецептам врача - килограмм молочных смесей и полкило каши.

Первоначально законом предусматривалась лишь компенсация на питание, и ассортимент выдаваемой продукции был весьма ограничен - всего несколько наименований. Родители стали выказывать недовольство, появились жалобы, и для решения проблемы была создана специальная межведомственная комиссия, в которую вошли представители городской администрации, в первую очередь комитета по здравоохранению, депутаты ЗС, социальные работники и педиатры. Комиссия решила расширить ассортимент предметов, выдаваемых по карточкам. Как раз после принятия этого решения у мам появилась возможность купить коляску, одежду, памперсы и прочие необходимые вещи. К тому же сумма компенсации росла, увеличиваясь вместе с прожиточным минимумом. Возникла другая проблема - для такого количества товаров (выдаваемых карточек тоже становилось все больше и больше) имеющихся торговых площадей просто не хватало. Пришлось выбивать помещения для строительства полноценных магазинов. На сегодня количество торговых точек в этой сети превышает полсотни, "Здоровый малыш" оказался одной из крупнейших в Петербурге сетей магазинов детских товаров - по закону пункты обслуживания карточек "Детская" должны работать во всех районах города и быть доступными всем мамам новорожденных петербуржцев. В итоге получилось, что городской закон стимулировал рост торговой сети.

При этом количество магазинов, ассортимент товаров и их цена регулируются законом: магазинов должно быть по 1 на каждых 700 новорожденных, количество и наименования товаров - строго по каталогу Минздрава, а наценка - до 11,8 процента. Изначально мало кто верил в благополучный исход дела и уж тем более в доходность этого проекта. Теперь же ситуация изменилась, для участников "детского" рынка стал очевиден успех "Здорового малыша": рост сети, открытие новых магазинов, расширение ассортимента...

Программа такой адресной помощи уникальна, ведь выделяемые деньги не выдаются на руки родителям, с тем чтобы они их тратили на свое усмотрение. Суть закона - в адресной помощи детям, в помощи контролируемой и целенаправленной. Успешной программой по материальной поддержке молодых семей уже давно заинтересовались другие регионы страны, ведь аналогов ей пока нет нигде в России. Так, в апреле 2003 года в Москве прошли парламентские слушания "Опыт Санкт-Петербурга по социальной поддержке семей", и реализуемая в северной столице программа вызвала неподдельный интерес со стороны народных избранников.

Но одновременно к успешному городскому проекту растет и интерес со стороны конкурентов - участников рынка детских товаров. Если внимание властей из других регионов основано на желании перенять опыт по внедрению социальных программ помощи детям, то интерес конкурентов - на стремлении "перенять" покупателей и прибыль.

Лакомый кусочек

Рынок детских товаров - дело весьма доходное. Если себе мама с папой и могут отказать в покупке лишней пары обуви или нового зимнего пальто, то оставить ребенка без качественного питания - невозможно. Об одежде и игрушках говорить вообще не приходится - для счастливых родителей период роста малыша сопровождается значительными тратами, а для производителей детских товаров и владельцев детских магазинов - значительной прибылью.

В Петербурге сегодня довольно много детских аптек и магазинов, в том числе объединенных в специализированные сети. Владельцев некоторых из них заинтересовал успех сети "Здоровый малыш", участвующей в реализации социальной городской программы. Никто не ожидал, что "социалка" хоть в какой-то степени окажется прибыльным делом. Желание конкурирующих сетей - принять участие в программе и продавать товар по карточкам в своих магазинах и аптеках. Желание вполне закономерное, более того, оно может совпадать и со стремлением самих владельцев карточек. Ведь тогда родители смогут выбрать магазин ближе к дому или к работе, а на выданные на новорожденного деньги купить игрушки для старших детей, например, в магазинах "Дети", и лекарства родственникам - в "Бинко". А почему бы не разрешить отоваривать карточку "Детская" в супермаркетах и универсамах? Покупать молоко в магазинах 24 часа? Родителям так будет удобнее.

Комитет по труду и социальной защите населения городской администрации настаивает, что все магазины, в которых можно приобретать детские товары по пластиковой карте, должны принадлежать одному хозяйствующему субъекту - одному торгово-сервисному предприятию. У такой позиции властей есть вполне понятное обоснование: только одно предприятие гарантирует им прозрачность контроля за движением бюджетных средств, только при работе с одним исполнителем закона возможна организация закрытой защищенной финансово-кредитной системы по обслуживанию пластиковых карт. К тому же при работе с одним предприятием значительно упрощается контроль за качеством детских товаров, поставляемых на единый склад, со стороны СЭС, Пожнадзора, Госторгинспекции и административных органов. Кроме того, товары по карточкам - это порядка 1000 наименований специализированных детских продуктов (практически все - российского производства, и все без исключения прошли строгий контроль Минздрава): подгузники, коляски, товары по уходу за детьми. Цены на них установлены минимальные из возможных, наценка подконтрольна и постоянно проверяется. Такие ограничения по ведению торговли имеет только сеть "Здоровый малыш", в то время как остальные магазины имеют право делать наценку на товар по своему усмотрению в установленных уже другим - федеральным законом - пределах.

Руководство ряда коммерческих детских сетей магазинов, в частности - сетей "Дети" и "Бинко", считает ЗАО "Спецобслуживание" "монополистом", активно мешающим развитию их собственного бизнеса, и обратилось с соответствующим заявлением в Территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Как сказано в документах, по мнению заявителей, деятельность магазинов "Здоровый малыш" привела к оттоку покупателей, падению реализации, снижению прибылей и ставит под угрозу существование их бизнеса как такового.

Это заявление МАП рассматривал еще в 2002 году. Значит, к настоящему моменту детские магазины, теряющие покупателей, по логике уже должны были разориться и закрыться. Однако "Бинко" строит новые аптеки, а, к примеру, "Дети" открыл 2 магазина в Петербурге и один в Москве. Значит, дела идут не так плохо. И значит, возможность вложить средства в развитие полноценной сети, дабы соответствовать требованиям закона, у указанных компаний все-таки есть.

По словам генерального директора ЗАО "Спецобслуживание" Романа Яворского, открытие магазина площадью 350 кв. м требует вложения 200000 у. е. (с учетом закупки первой партии товаров). Чтобы открыть 20 таких магазинов, нужно уже 4 млн у. е. И эти затраты еще не включают в себя организацию склада, создание автоматизированной системы учета продаж, оборудования специальной кассовой техникой, организацию системы связи с банком и прочих необходимых условий для обслуживания карточек. По мнению Р. Яворского, с учетом заявлений руководства магазинов, желающих участвовать в программе, об оттоке у них клиентов и потере прибыли, они вряд ли смогут построить сеть для обслуживания покупателей по карточкам. Руководитель сети "Здоровый малыш" задается вопросом: способны ли эти компании обеспечить необходимый уровень качества обслуживания и соответствовать довольно жестким требованиям, предъявляемым к участнику социальной программы?

Руководители магазинов-конкурентов в свою очередь неоднократно высказывались, что бурное развитие сети "Здоровый малыш" происходит исключительно благодаря карточной системе и получению эксклюзивных прав на реализацию товара по этой социальной программе. Многие городские магазины неоднократно обращались в комитет по труду и социальной защите населения и выказывали желание включиться в его реализацию. Получив отказ комитета, обусловленный утвержденными требованиями, предъявляемыми к участнику социальной программы, конкуренты "Здорового малыша" попытались изыскать другие возможности изменить ситуацию, избрав иную стратегию борьбы на рынке. По словам руководства ЗАО "Спецобслуживание", в адрес "Здорового малыша" стали приходить многочисленные письма

Какие права имеют мамы и папы  »
Юридические статьи »
Читайте также