Курс "похудения" для страховщиков

Проект изменений и дополнений в закон "Об организации страхового дела в РФ", внесенный правительством РФ в Госдуму, был подготовлен департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

О сути новаций "Времени МН" рассказал руководитель департамента страхового надзора Константин Пылов.

— Константин Иванович, на что прежде всего направлены поправки к действующему закону?

— Федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" был принят в 1992 году. Изменения и дополнения направлены на защиту прав страхователей. Это выражается и в увеличении капитализации страховой отрасли через повышение минимального уставного капитала, и в разделении страхового бизнеса на личное и имущественное страхование, и в усилении страхового надзора.

Одно из положений предусматривает разграничение личного и имущественного страхования. Существует расхождение законодательной практики и Гражданского кодекса РФ. Необходимо признать, что ГК РФ, который принимался в ускоренном режиме без согласования по ряду положений, в том числе и главе 48 по страхованию, также несовершенен.

В силу того, что долгосрочное страхование жизни в нашей стране еще недостаточно развито, мы предусмотрели возможность для компаний заниматься страхованием от несчастного случая и добровольным медицинским страхованием.

— Изменились ли функции департамента страхового надзора и нашло ли это отражение в поправках к законопроекту?

— Основной задачей страхового надзора является защита прав и интересов страхователей, страховщиков и государства. Обратите внимание: страхователь находится на первом месте. Чтобы обеспечить уверенность клиентов в надежности страховщика, страховой надзор выполняет ряд специфических функций, в частности, обеспечивает лицензирование деятельности страховых организаций, методологическое руководство бухгалтерским, статистическим учетом и отчетностью страховщиков. Департамент страхового надзора разрабатывает условия и порядок лицензирования, нормативные документы по вопросам страхования, ведет единый реестр страховщиков, контролирует обоснованность страховых тарифов, обрабатывает и анализирует информацию о страховом рынке и многое другое.

— Какие новые полномочия могут появиться у департамента страхового надзора?

— Нас всегда волновало то, что страховой надзор не осуществляется в процессе создания и ликвидации страховщика. Отзывается у страховой компании лицензия или сам страховщик изъявил желание прекратить страховую деятельность — страховой надзор заканчивается на этой стадии. Но ведь остаются обязательства страховщика по договорам страхования. Как обеспечить защиту прав застрахованных лиц в данной ситуации? Необходимо отметить, что контроль за ликвидацией страховой компании — это международный стандарт деятельности страхового надзора.

— Но ведь, кроме защиты страхователя, на страховой надзор возложена функция защиты интересов государства. В чем она выражается?

— Защита интересов страхователей — граждан России и юридических лиц — в высшей степени соответствует потребностям государства в социально-экономической стабильности. Кроме того, постоянный мониторинг страховых операций на предмет соответствия действующему законодательству, анализ предлагаемых различными министерствами и ведомствами изменений по вопросам страхования является специфической функцией страхового надзора по защите интересов государства. Не нужно забывать и о том, что департамент предпринимает шаги по разработке мер по увеличению налогооблагаемой базы с операций на страховом рынке.

— Вы полностью удовлетворены подготовленным законопроектом?

— Изменения и дополнения в федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" подготовлены Минфином и внесены правительством. Это означает, что документ полностью отвечает согласованной позиции различных министерств и ведомств и каких-либо изменений, за исключением отдельных нюансов, вносится правительством не будет. Департамент страхового надзора не исключает, что некоторые здравые предложения могут быть сформулированы и внесены депутатами. К таким проблемам относятся и новая классификация страховой деятельности, и лицензирование по видам страхования, и некоторые другие вопросы.

— Будут ли внесены поправки, связанные с расширением присутствия иностранных страховщиков на российском страховом рынке?

— Пока каких-либо распоряжений по этому поводу департамент страхового надзора не получал.

— Какие изменения ожидают страховой рынок после принятия дополнений и изменений в закон "Об организации страхового рынка в Российской Федерации"?

— Увеличение минимального уставного капитала с 2,5 млн рублей до 30 млн рублей приведет к сокращению количества страховых компаний примерно в два раза. На 1 января 2003 года в едином реестре находилось 1405 страховщиков, а требованиям нового минимального капитала отвечает чуть более 15%. Аналогичное сокращение уже наблюдалось в 1999-2000 годах. Соответственно, еще больше будет происходить концентрация собираемых премий в первых ста страховых компаниях. Поправки в закон "Об организации страхового дела в РФ" будут способствовать дальнейшей капитализации страховой отрасли и повышению устойчивости страховых компаний за счет разделения высокорисковых (имущественных) и накопительных видов страхования. И мы уверены, что такая инициатива положительно скажется на защите интересов как страхователей и государства, так и самих страховых компаний.

Беседовал Анатолий Блинов

Минфин против лицензирования страховой деятельности.  »
Юридические статьи »
Читайте также