Страховщики получат статус

Сегодня Госдума должна рассмотреть поправки к закону «Об организации страхового дела в РФ», которые могут быть приняты уже на весенней сессии.

О том, как восприняло страховое сообщество изменения в закон, рассказывает президент Всероссийского союза страховщиков, депутат Госдумы Александр Коваль.

— Александр Павлович, улучшат ли положение страховщиков внесенные правительством дополнения в этот закон?

— Все ожидали увидеть проект нового закона «Об организации страхового дела в РФ», а получили свод запутанных поправок. Было предложение подготовить альтернативный законопроект, но после нескольких заседаний рабочей группы при Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) и экспертного совета Госдумы по страхованию решили сосредоточиться на работе с внесенными поправками. Однако в законопроекте страховщики не увидели тех положений, над которыми активно трудились совместно с департаментом страхового надзора Минфина с 1998 года при его подготовке.

— Конкретные предложения от страховых компаний в парламентский комитет по кредитным организациям уже поступили?

— Процедура прохождения законопроекта, внесенного правительством, такова, что все замечания и предложения будут приниматься ко второму чтению после успешного принятия в первом чтении. Предложения страховщиков были озвучены на экспертном совете и в комитете по кредитным организациям, но пока они еще собираются в рамках ВСС и будут внесены ко второму чтению. Боюсь, что это тот случай, когда от законопроекта остается только концепция, а наполнение его серьезно видоизменяется. В любом случае между первым и вторым чтением планируется провести еще один экспертный совет и парламентские слушания, что позволит максимально учесть интересы максимально большого количества профессиональных участников страхового рынка.

— А какие положения не устраивают страховые компании?

— Начнем хотя бы с того, что им предлагается разрешить заниматься либо личным страхованием, либо страхованием имущества и ответственности. Практика разделения страховщиков принята во всем мире, но по принципу «страхование жизни — страхование не жизни». Позвольте, к личному страхованию относится не только страхование жизни, но и страхование от несчастного случая и добровольное медицинское страхование.

Выделение любого вида страхования приведет к росту административно-хозяйственных расходов и, как следствие, к удорожанию страхового продукта на 20-30%. Многие наши сограждане лишатся возможности получать качественную медицинскую помощь. Разработчики объясняют такое деление классификацией в Гражданском кодексе РФ. Ну что ж, давайте попробуем одновременно изменить и его.

— Законопроект предусматривает значительное, более чем в десять раз, увеличение уставного капитала компаний к 2007 году. Выдержат ли страховщики такое испытание рублем и временем?

— Эпоха дикого рынка, в том числе и страхового, закончилась. Многие из тех, кто сейчас обеспечивает страховую защиту, пришли надолго и занимаются серьезным и востребованным бизнесом. Однако невозможно с мизерными уставными капиталами принимать на собственное удержание крупные риски, приходится использовать механизмы перестрахования, передавая финансовые ресурсы на западные рынки. Острая потребность в капитализации не вызывает ни у кого сомнений.

В то же время особенно от региональных страховщиков поступают сообщения о затруднениях с увеличением уставного капитала: не хватает оборотных средств, акционеры задумываются о целесообразности продолжения страхового бизнеса. Конечно, и в Госдуме, и во Всероссийском союзе страховщиков разделяют эти опасения и разрабатывают возможные направления предоставления льготного режима налогообложения прибыли при использовании ее для увеличения уставного капитала, а также иные механизмы защиты национальной страховой отрасли.

— Сейчас лицензирование страховой деятельности осуществляется в соответствии с условиями лицензирования, которые имеют статус подзаконного акта. Что, на ваш взгляд, улучшится в связи с определением порядка лицензирования в законопроекте?

— Конечно, хорошо с юридической точки зрения, что статус документа, определяющего лицензирование, повышается. Однако в поправках нечетко определены основания для отказа в выдаче и для отзыва лицензии, указан срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, но не регламентируется промежуток времени, в течение которого департамент обязан выдать лицензию, и многое другое.

Что самое главное, не изменяется сама процедура лицензирования. Сейчас очередь на получение лицензии составляет 6-9 месяцев, за это время созданный страховой продукт устаревает, потребности страхователей остаются неудовлетворенными.

Считаю, что в новом законе должна быть отражена принципиально новая система выдачи лицензий на право осуществления страховой деятельности, например лицензирование по видам страхования.

— Изменяет ли представленный законопроект какие-то основополагающие вещи на страховом рынке?

— Скажем так, не изменяет, а наоборот, расширяет и дополняет. Как ни странно, до сих пор не существовало официального определения «страхового рынка» и «профессионального участника», «страхового пула», «страхового объединения» и прочее.

— В прошлом году на страховом рынке наблюдалась значительная ротация топ-менеджеров компаний. Вводит ли законопроект какие-то ограничения по этому вопросу?

— Действительно, серьезной проблемой растущего страхового рынка является дефицит высокопрофессиональных специалистов и менеджеров страховых компаний. Изменения и дополнения в закон «Об организации страхового дела в РФ» еще более ужесточат ситуацию, так как вводит ограничения для руководителей и главных бухгалтеров страховых компаний, предусматривая требование 2-летнего опыта работы в страховой компании и гражданство России. Сегодня в страхование приходят менеджеры из банковской и инвестиционных отраслей, что, на мой взгляд, только делает отрасль еще более конкурентоспособной.

— Планируют ли страховщики предложить какие-то новые поправки в правительственный вариант?

— Через правительство не прошел важнейший законопроект «Об осуществлении обязательного страхования на территории РФ». Вполне возможно, что основные положения из этого документа попадут в виде отдельной главы в изменения и дополнения в закон «Об организации страхового дела в РФ». Развитие обязательных видов страхования с вступлением в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» набирает обороты, и нужны основные принципы регулирования этих видов страхования.

Не исключено, что пункт об объединениях страховщиков будет расширен в сторону саморегулируемых организаций на страховом рынке. Несмотря на то, что законопроект «О саморегулируемых организациях» еще не внесен в Госдуму, в новом варианте законопроекта «Об организации страхового дела» можно и нужно предусмотреть специфические черты деятельности саморегулируемых организаций на страховом рынке.

— Будет ли изменен порядок допуска иностранных страховщиков на российский рынок?

— Предложенный вариант поправок не изменяет порядок допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок. Минфин заявлял о том, что, возможно, увеличат квоту участия иностранного капитала с 15 до 25%, допустят иностранцев к обязательным видам страхования, но пока это все слова. К тому же, учитывая непопулярность данной темы у депутатов, можно прогнозировать затруднения с прохождением таких поправок.

— Страховщикам удастся найти общий язык при обсуждении законопроекта с департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и страхователями?

— Со страховым надзором у Всероссийского союза страховщиков всегда получался конструктивный диалог. В 2002 году было подписано соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает участие специалистов союза в анализе и подготовке нормативных актов. Что же касается страхователей, то без них нет страховщиков, большинство компаний это уже поняли и выступают за создание стандартов ведения страхового бизнеса, одним из которых и является новая редакция федерального закона «Об организации страхового дела в РФ».

Беседовал Петр Горбачев

Профильный Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект, устанавливающий единые принципы финансовой устойчивости страховых организаций.  »
Юридические статьи »
Читайте также