Новый федеральный закон, вступающий в силу 1 января 2004 года, будет регулировать не только традиционные лотереи (с выпуском билетов), но и игровые автоматы типа джек-пот, тотализаторы и розыгрыши призов среди, например, покупателей товаров.

Закон ужесточает требования к организаторам лотерей. Ранее регистрация и организация лотерей регулировались изданным в 1995 году Указом Президента России, а для его реализации действует специальный госорган – Федеральная комиссия лотерей и игр.

Лотерею может проводить любое заинтересованное юридическое лицо, которое зарегистрирует ее в государственном реестре. В соответствии с новыми правилами сборы за это регистрацию не взимаются. Если документы по форме соответствуют требованиям закона, сведения считаются достоверными и у организатора нет задолженности по налогам, разрешение должно быть выдано. Правда конкурент может приостановить лотерею, возбудив дело о банкротстве (разрешение на проведение лотереи не подается до решения суда). Срок регистрации по новому закону продлен с одного до двух месяцев.

Первоначально планировалось существенно сократить число организаций, которые могут проводить всероссийские и международные лотереи. «Этот круг представлен федеральными органами исполнительной власти и некоммерческими всероссийскими и международными организациями, имеющими соответствующий (всероссийский, международный) статус, – констатировали авторы законопроекта, разработанного Министерством финансов России. – Указанная мера основана и на международной практике, в соответствии с которой лотереи проводятся строго ограниченным кругом лиц в целях привлечения средств только на государственные и социальные программы».

Лотерейные билеты – бумажный или электронный – выпускаются во всех случаях: они являются документами, подтверждающими факт заключения договора. Однако такой договор может заключаться посредством обмена документами по сетям электросвязи с использованием игорного оборудования. Правда, закон разрешает проводить «виртуальные лотереи» только на всей территории России и только уполномоченным федеральным органом власти.

На выплату призов организатор обязан направить не менее 50% и не более 80% от собранной выручки. Ранее верхний предел не регламентировался. Существенно снижен лимит отчислений в целевой фонд, когда проводится государственная, благотворительная или иная «целевая лотерея» – в поддержку искусства, спорта, культуры, гражданско-патриотического воспитания и пр.). Сейчас их организаторы обязаны отдавать на соответствующие цели 25–40%, с 2004 года – всего 10%.

Нарушение организатором правил проведения лотерей (в том числе несвоевременное перечисление целевых взносов) будет караться штрафом до 5000 МРОТ (500 тыс. рублей). Такой высокий штраф не налагается ни за одно административное правонарушение.

Особый порядок установлен для стимулирующих лотерей – розыгрышей, проводимых среди потребителей каких-либо товаров. Лотерейным билетом в этом случае выступает упаковка товара (этикетка, пробка и т. п.). Владелец выигрышного билета (пробки) не вправе требовать выплаты ему денежного эквивалента взамен приза.

Для проведения стимулирующих лотерей не требуется получения разрешения, но организатор обязан не менее чем за 20 дней до начала рекламной акции уведомить уполномоченный орган с приложением комплекта документов. А последний, в свою очередь, имеет право в пятнадцатидневный срок принять решение о запрете лотереи, если организатор нарушил порядок уведомления, представил недостоверные сведения или имеет налоговую недоимку.

Согласно новому закону без согласия получателей призов организатор не вправе разглашать персональные сведения, в то время как сейчас организаторы акций указывают, что даже фотографии победителей могут использоваться в рекламных целях компаний.

Вице-губернаторов внесли в Мариинский дворец на голосование  »
Юридические статьи »
Читайте также