Заказной вариант Процедуру распределения бюджетных средств продолжают реформировать

В северной столице начался новый этап развития городской системы государственных закупок. Его стартом послужило принятие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" , который внес существенные изменения в прежнюю систему организации этого процесса. Например, появились такие новые процедуры, как "электронные аукционы".

А это касается далеко не только "прямых участников процесса". Ведь цель системы госзаказов - обеспечить население теми товарами, работами и услугами, которые может предоставить только государство. Именно так обеспечиваются нужды образования и медицины, дорожного строительства и дорожного хозяйства. Поэтому повышение эффективности этой системы, ее модернизация имеет огромное значение для каждого из нас. Вот только далеко не все нововведения получили одобрение.

- Фактическая отмена квалификационных требований к поставщикам, на мой взгляд, ошибочна, - сообщил председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк. - Впрочем, в этой ситуации для участия в конкурсных процедурах мы введем как необходимое условие наличие соответствующих страховых или банковских гарантий. И пусть уже эти компании сами оценивают возможности потенциального исполнителя госзаказа его выполнить. Другим средством защиты станет "реестр недобросовестных поставщиков". Петербург по системе организации госзаказов - один из самых "продвинутых" субъектов Российской Федерации. Здесь был создан первый в нашей стране специализированный сайт, где в системе он-лайн размещается вся информация по этому вопросу. Причем любой желающий может ознакомиться в режиме реального времени с состоянием системы государственного заказа Петербурга, а также найти всю нормативную правовую базу по вопросам его формирования, размещения и исполнения. Темсамым решаются важнейшие принципы, продекларированные городской администрацией: открытость, прозрачность, доступность. Это приносит свои плоды - на 40 процентов увеличилось количество компаний-участников "битвы за госзаказ".

А побороться есть за что. Объем государственного заказа Петербурга по итогам года составит не менее 70 миллиардов рублей. Причем экономия государственных средств будет порядка 3 миллиардов 100 миллионов рублей. Для сравнения: в 2003 году при объеме госзаказа в 55 миллиардов экономия составила всего 286 миллионов. Кстати, сумма "сбережений" этого года превышает средства, выделенные на финансирование ГУВД.

"Сбереженные" средства, что немаловажно, не остались на бюджетных счетах, а пошли на решение острых городских проблем. Например, комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, получив дополнительно более 600 миллионов, закупил новую технику, произвел ремонт объектов, не вошедших в адресные программы этого года. А еще более 150 миллионов было дополнительно потрачено на благоустройство дворов, свыше 60 миллионов - на реставрацию памятников.

Особо следует подчеркнуть социальную направленность государственных закупок. Благодаря организации льготных условий предприятия Всероссийских обществ слепых, глухих, общественных объединений инвалидов, а также государственного управления исполнения наказаний заключили в 5 раз больше контрактов, сумма которых к концу года составит 47 миллионов рублей. Два года назад этот показатель был менее 11 миллионов рублей.

Но, наверное, социально еще более значим другой аспект: к конкурсным процедурам не допускаются предприятия, где зарплаты сотрудников ниже прожиточного уровня. Это заставляет руководство фирм выводить свои компания "из тени".

Однако система госзаказа может потребовать дальнейшего развития. Ведь значительные цифры сэкономленных средств могут быть следствием завышенного ценообразования. Хотя его и производили соответствующие эксперты. Стоимость закупаемых в рамках госзаказа товаров и услуг должна определяться более точно, считают в КЭРППиТе. Если на конкурсных процедурах у компаний-участников оказалась возможность значительно снизить стартовую цену, значит, стоимость была завышена. Для решения этого вопроса введен мониторинг цен и тарифов.

Одним из важных нововведений станет централизация закупок. Эффект этого очевиден: крупный опт всегда дешевле мелкой розницы. По этой системе планируется приобретать все топливо и значительную часть оргтехники. Кстати, это должно снизить и возможности злоупотреблений. Препятствием к "нечистым" сделкам станет снижение возможности оплаты по счетам. Такая форма расчетов теперь ограничена порогом в 60 тысяч рублей (до этого она достигала 100 тысяч рублей). Сделки от 60 до 250 тысяч рублей будут проходить по системе котировок. Все госзаказы, стоимость которых превышает четверть миллиона рублей, должны в обязательном порядке распределяться на конкурсной основе.

Но поддержание самой организации размещения государственного заказа требует затрат бюджета. На эти цели в Петербурге в последние два года выделяется примерно по 60-70 миллионов рублей.

В следующем году на госзаказы в Петербурге уже планируется выделить не менее 80 миллиардов рублей. Но, скорее всего, эта цифра будет больше. Ведь уже не раз бывало, что появляются возможности дополнительного бюджетного финансирования. Поэтому значение экономической эффективности системы госзаказа будет продолжать возрастать.

Дмитрий Шандлоренко

Чиновников пугают госзаказом  »
Юридические статьи »
Читайте также