КС определил объем полномочий районных администраций по распоряжению бюджетными средствами поселков

Конституционный суд РФ сегодня признал право районных администраций Челябинской области контролировать расходные полномочия поселковых муниципалитетов неконституционным.

Рассмотрение конституционности оспоренного закона субъекта федерации прошло по запросу Челябинского облсуда, в который обратился прокурор региона с иском о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых норм закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области".

Согласно этому закону, область вправе делегировать администрации районов полномочия по распределению региональных бюджетных средств между нижестоящими муниципалитетами. Кроме того, в соответствии с оспоренными нормами, районы могут контролировать расходные полномочия муниципалитетов, находящихся на их территории. Прокурор полагал, что эти положения существенно ограничивают права сельских и поселковых муниципалитетов, так как ставят их в зависимость от районных властей. Тем самым, по его мнению, нарушался принцип самостоятельности, независимости и равенства в сложносоставных муниципальных образованьях. Судья, полагая, что это дело должно рассматриваться в рамках конституционного судопроизводства, направила запрос в КС России.

На заседании КС, состоявшемся ранее, представительница областной администрации, выступая в защиту оспоренных норм, заявила, что контроль над бюджетными расходами поселений является действенным и необходимым условием для пресечения злоупотреблений на местах. Кроме того, она отметила, что "районы лишь выполняют требования закона о бюджете области, в котором четко прописано какому муниципалитету и сколько средств должно быть выделено".

С этой позицией не согласился представитель Совета Федерации в КС, сенатор Юрий Шарандин, заявивший, что районные и поселковые органы МСУ находятся на одном властном уровне и Конституция отнесла к их ведению равные полномочия. Поэтому, по словам Шарандина, контроль районов над расходными полномочиями поселений неконституционен.

КС, вынося сегодня постановление, высказал следущее мнение: регион может делегировать районам полномочия по распределению бюджетных средств между нижестоящими муниципалитетами, так как " полномочия районов ограничены применением единых принципов и методик установления нормативов отчислений от регулирующих доходов и средств финансовой помощи и реализация этих полномочий не нарушает финансовой самостоятельности МСУ".

Между тем КС признал неконституционность нормы о том, что районы могут контролировать расходные полномочия муниципалитетов, находящихся в их границах. "Это положение характеризуется неопределенностью нормативного содержания, вследствие чего его реализация может нарушить самостоятельность нижестоящих муниципалитетов", - говорится в постановлении.

СФ отклонил законопроект о наделении госучреждений науки, образования и культуры статусом главных распорядителей бюджетных средств.  »
Юридические статьи »
Читайте также