Дума взялась за бюджет

Проект федерального бюджета-2003 пройдет первое чтение в Госдуме "с ходу", возможно даже за 1 день.

Таков прогноз председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александра Жукова.

"Правительство существенно усовершенствовало процедуру принятия бюджета, все самые бурные обсуждения и консультации прошли еще до его внесения в Госдуму, и самые болезненные вопросы были сняты, – сообщил он. – Основные макроэкономические показатели бюджета удовлетворили депутатов, входивших в состав трехсторонней согласительной комиссии. Так что основная работа предстоит во время второго и последующих чтений, при постатейном обсуждении".

В процессе "нулевого чтения" депутаты добились увеличения расходов федерального бюджета на дорожное строительство (на 4,5 млрд рублей), поддержку сельского хозяйства (на 5,5 млрд рублей), промышленности (на 2 млрд рублей) и региональных социальных программ (на 3 млрд рублей).

Парламентарии также одобрили намерение Правительства сделать бюджет более "эффективным". "Например, проведение конкурсов при госзакупках позволит снизить расходы минимум на 30%. В бюджетных отраслях: медицине, науке, образовании – необходимо применять метод целевого назначения ассигнований. То есть, расходуя бюджетные средства, четко представлять, сколько на эти деньги будет обучено школьников, вылечено больных и т.д.", – считает председатель Бюджетного комитета Думы.

Табачные мучения

"Болевой точкой" проекта бюджета является исполнение бюджетов регионов. В 2002 году во многих субъектах Федерации власти не справились с выплатой увеличенной зарплаты бюджетникам. Между тем с 1 октября 2003 года эти зарплаты должны повыситься еще на 1/3. Проблему предполагается решать с помощью трансфертов из федерального бюджета. Но это усугубит и без того странную ситуацию: регионы и так должны госбюджету свыше 23 млрд рублей в счет погашения выданных ссуд. Никто их не возвращает, и даже берут новые.

Еще одна проблема, которая вызовет серьезные дискуссии при принятии бюджета, – акцизные сборы. В правительственном проекте предлагалась увеличить долю отчислений в федеральный бюджет. И если с акцизами на бензин депутатам удалось отстоять распределение 50х50 (Правительство предлагало 60% направлять в федеральный бюджет, 40% – в региональные), то с акцизами на табак компромисса не получилось.

"Если "табачный" акциз будет централизован, пять-шесть областей могут испытать серьезные трудности", – подчеркнул Александр Жуков. – Особенно тяжело придется Ярославской и Ленинградской областям".

Платить или не платить

Кроме того, по словам Жукова, "нет ясности с источниками финансирования дефицита бюджета. Правительство намерено выпустить на 50 млрд рублей ценных бумаг, но не решен окончательно вопрос с выпуском евробондов на $1 млрд. Да и вообще, нужен ли этот выпуск, какова сумма необходимых дополнительных средств" – этот вопрос находится в стадии обсуждения. Возможно, если цены на нефть останутся достаточно высокими, Россия обойдется без внешних заимствований при решении "проблемы-2003".

"Исходя из того, как складывается общеэкономическая обстановка, из итогов исполнения бюджета-2002, из имеющегося финансового резерва, можно прогнозировать, что к концу следующего года пик платежей по внешнему долгу будет удачно пройден. Внешний долг будет составлять менее 40% ВВП, а это считается нормой даже для стран ЕС", – сообщил Жуков.

Однако дискуссия о том, надо ли России отдавать долги, в Госдуме отнюдь не закончена. Геннадий Зюганов заявил о том, что фракция КПРФ не поддержит правительственный проект бюджета, поскольку он является "бюджетом умирания".

"Разработчики не предусмотрели в нем никаких иных приоритетов, кроме огромных расходов на выплату долгов своим зарубежным хозяевам", – заявил Зюганов, а также сообщил, что депутаты-коммунисты собираются создать специальную группу, которая разработает альтернативный проект бюджета.

Константин Шолмов

Одним из главных приоритетов отрывающейся осенней сессии Госдумы будет рассмотрение проекта бюджета-2003  »
Юридические статьи »
Читайте также