Бухгалтеры будут легально переходить границу

Международная отчетность, на которую компании начнут переходить в этом году, -- не последнее, с чем столкнутся финансисты в скором времени.

В мире бытуют две формы отчетности -- международная (МСФО) и американская (ГААП). И как прогнозируют эксперты, рано или поздно они будут объединяться.

Виталий Пыльцов, партнер аудиторского отдела московского офиса Ernst&Young, считает, что это зависит от разного рода обстоятельств, включающих "политические", но, по крайней мере, сегодня наблюдается тенденция к ускорению этого процесса. Объективно упомянутые стандарты имеют не очень значительные различия: разная трактовка операций, подходы к транзакциям и пр.

"К переходу на международный стандарт (МСФО) двигается значительная часть мировой экономики, поэтому линия российского Правительства вполне логична. Во многих европейских странах уже есть законодательства, регулирующие использование международных стандартов для составления консолидированной отчетности, которая в основном касается крупных концернов и холдингов", -- говорит Виталий Пыльцов.

По его мнению, судя по информации, имеющейся на сегодня, есть все предпосылки, что при переходе на МСФО будет использован опыт подобного перехода в других странах, например использование дифференцированного подхода к компаниям разного размера.

По мнению экспертов, основные проблемы возникнут у средних компаний, не работающих на международном рынке. Если крупные экспортные компании или уже ведут двойную отчетность, или приближаются к ней, то большинству придется начинать с нуля.

"Это потребует серьезного обучения, прежде всего на уровне менеджмента, главного бухгалтера, финансового директора, тех, кто определяет экономическую, финансовую и бухгалтерскую политику компании. Другая сторона -- техническая: возможно, потребуется переоснащение софта", -- говорит Виталий Пыльцов.

Вместе с тем, по мнению Раисы Ермолаевой, ведущего консультанта отдела бухгалтерского и налогового консультирования компании "РБС", при переводе финансовой отчетности в соответствие с МСФО в компаниях возникнет необходимость в следующих действиях.

Нужно будет рассчитать резерв под сомнительные долги, базируясь на сроках дебиторской задолженности; рассчитать резерв под устаревшие материальные запасы; провести независимую оценку основных средств (зданий), рассчитать амортизацию, используя нормы МСФО; сделать начисления для предполагаемых расходов, таких, как связь, коммунальные услуги, транспортные расходы и пр.; рассчитать отложенные налоги; трансформировать отчетность в стабильную денежную единицу, например, доллары США.

Все эти действия потребуют инвестирования времени и средств, которые помимо оснащения технической базы для ведения параллельной отчетности потребуются для оплаты услуг независимых оценщиков. В свою очередь, все это повлечет за собой всплеск активности на рынке оценочных и консалтинговых услуг.

Наталья Ульянова

Как списать дебиторскую задолженность организации как нереальную к взысканию?  »
Юридические статьи »
Читайте также