Страховщики против мошенниковРСА решил бороться с жуликами

Страховые компании вынуждены выплачивать мошенникам около $400 млн в год, страховщики считают, что после введения обязательной автогражданки выплаты эти вырастут. Российский союз автостраховщиков решил объявить войну мошенникам, РСА разработал концепцию борьбы с мошенничеством до 2005 г.

"Появление на страховом рынке беспрецедентного количества новых клиентов - около 30 млн владельцев транспортных средств осложнит ситуацию с обеспечением экономической безопасности страхования", - говорится в концепции Российского союза автостраховщиков по борьбе с мошенниками, имеющейся в распоряжении "Ведомостей".

По мнению одного из основных разработчиков документа, гендиректора Национальной страховой группы (НСГ) и председателя комитета РСА по противодействию мошенничеству Юрия Решетняка, 95% преступлений на рынке страхования носит скрытый характер. Причин несколько: в уголовном законодательстве нет статьи "страховое мошенничество", компании не наделены правом проводить оперативно-следственные мероприятия при оценке страхового события, страховщики на протяжении многих лет не могут договориться об обмене информацией о подозрительных клиентах. "Структуры по борьбе с экономическими преступлениями неохотно берутся за эти дела", - говорит Олег Ткаченко, советник по правовым вопросам гендиректора "Группы Ренессанс Страхование". В результате дела по мошенникам крайне редко доходят до суда (см. врез).

В ближайшие полтора года РСА намерен создать единое Информационно-аналитическое бюро, в общую базу данных страховщики будут заносить информацию о подозрительных выплатах. Причем список таких операций довольно широк - более 10 пунктов, в нем есть, например, "инсценировка страхового случая" или "страхование несуществующего автотранспорта". Между тем попасть в число подозрительных может и клиент, у которого страховой случай пришелся на начало действия договора, или клиент с тремя и более страховыми случаями в год. По концепции, информирование РСА о случаях мошенничества является обязательным.

При выплате страховки служба безопасности страховщика может проверить клиента или его автомобиль в общей базе. Если клиент, например, уже обращался с просьбой о выплате к другим компаниям, то налицо случай "двойного страхования". Если машина фигурирует в нескольких ДТП с одинаковыми повреждениями, то, скорее всего, действуют мошенники, намеренно подставляющие свои автомобили.

О создании единой базы данных по мошенникам страховые компании говорят давно. Ее созданию мешало нежелание страховщиков делиться информацией о своих клиентах с конкурентами. В мае прошлого года "АльфаСтрахование" уговорило 26 страховщиков подписать меморандум о совместной борьбе с мошенниками. Два раза в месяц они предоставляли информацию о подозрительных клиентах, а "АльфаСтрахование" вело общую базу данных. Сейчас эта база передана РСА, в РСА входит около 150 компаний.

Гендиректор страховой компании "МАКС" Надежда Мартьянова считает, что без базы по мошенникам страховщикам не обойтись. "Надо правильно наладить информационное взаимодействие и обеспечить оперативность обработки информации", - говорит заместитель гендиректора "Страхового дома ВСК" Владимир Новиков. "Самое главное на первом этапе - преодолеть разобщенность и наладить взаимодействие между страховщиками. Компании в одиночку не решат эту проблему", - уверен Решетняк.

САЖАЮТ РЕДКО: В прошлом году мошенников удалось отправить за решетку. Преступники пытались получить возмещение в "Страховом доме ВСК". Один из них страховал гражданскую ответственность на $20 000, другой покупал битую иномарку, а сотрудник ГИБДД оформлял документы на несуществующую аварию. В ВСК заподозрили, что автомобиль не мог получить повреждения на месте, указанном в документах, и обратились в прокуратуру. В результате трое из четырех мошенников получили по пять лет условно, а сотрудник ГИБДД был приговорен к шести годам и пяти месяцам заключения.

Павел Миледин

Страховщики требуют информацию  »
Юридические статьи »
Читайте также