Страховщики опасаются очередей

Полисы обязательного страхования автогражданской ответственности становятся дефицитом

Поток клиентов, захлестнувший страховые компании в первые дни после введения Закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", грозит обернуться лавиной.

Многие автовладельцы не спешили покупать полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), так как по закону инспектора ГИБДД должны были штрафовать за отсутствие такого полиса только с 1 января 2004 года. Однако неожиданно выяснилось, что ГИБДД уже сейчас штрафует на 50 рублей владельцев автомашин, не имеющих на лобовом стекле стикера, свидетельствующего о наличии полиса ОСАГО.

Страховщики Петербурга всерьез обеспокоены тем, что наличие этой юридической коллизии, несмотря на все разъяснения, приведет к единовременному обращению в страховые компании большинства городских автолюбителей. А на сегодня за неделю-две выдать полисы, скажем, полумиллиону человек страховые компании Петербурга просто не в состоянии.

В списках не значатся

Помимо неожиданно всплывшего вопроса о штрафах первые дни действия в России Закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" принесли и другие сложности. Связаны они, в основном, с деятельностью петербургских МРЭО, в которых осуществляется регистрация и перерегистрация автомобилей. Во многих из них 1 и 2 июля наличествовали неполные списки страховых компаний, имеющих лицензию на ОСАГО. В результате милиционеры отказывались учитывать полисы нескольких крупных страховых компаний.

Особенно остро эта проблема встала перед петербургскими компаниями, работающими в Москве. Как сообщил "ДП" источник в одной из таких компаний, пожелавший остаться неназванным, в списки, разосланные по московским МРЭО, вообще не попало ни одной компании из Северной столицы. В настоящее время, по словам источника "ДП", к этой проблеме уже подключен Российский союз автостраховщиков, и в ближайшие дни ситуация должна разрешиться.

Полис без машины

Возникли в Петербурге и вовсе уникальные ситуации, когда наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности сотрудники МРЭО требовали от человека, расстающегося со своим транспортным средством и снимающего его с учета.

"МРЭО правы, когда требуют наличие полиса у автовладельца, который решил снять машину с учета в Петербурге, перегнать ее, скажем, в Иркутск и поставить на учет там, -- пояснил "ДП" Антон Рюмин, заместитель руководителя департамента обязательного страхования автогражданской ответственности ЗАО СО "Прогресс-Нева". -- Но зачем полис человеку, который избавляется от автомобиля и потому снимает его с учета? Требовать в таких ситуациях от человека оформления задним числом полиса чиновники не должны. На этот счет есть даже специальное разъяснение начальника отдела организационного обеспечения административной практики и дознания ГУ ГИБДД Владимира Кузина. В нем четко сказано, что без полиса ОСАГО нельзя осуществлять регистрацию и временную регистрацию транспорта, а для снятия автомобиля с учета полис ОСАГО не требуется".

Мнения

Наталия Шумилова, председатель правления СЗАО "Медэкспресс":

"Нас поставили в сложные условия. Устроили гонку с препятствиями, чуть ли не до последнего дня не утверждая тарифы и формы бланков полисов. Мы первый день встретили во всеоружии. Особенно хорошо шли продажи у нашего подразделения в Тихвине, где мы оказались фактически единственной компанией, располагающей полисами -- остальные их просто не успели завезти. В офисе было настоящее столпотворение, для обслуживания клиентов было задействовано все, вплоть до буфета, на столиках которого люди заполняли анкеты".

Татьяна Гай, генеральный директор СК "Гайде":

"Народ идет валом, каждый день нам приходится обрабатывать огромное количество звонков. В ближайшие 3 месяца основной объем работы нашей компании будет связан с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Думаю, надо успокоить население -- спешить совершенно некуда. В Москве, например, просто страшное безумие с ОСАГО. Некоторых коллег просто настоящая золотая лихорадка обуяла. А между тем средства, которые вышли на рынок в связи с введением закона об ОСАГО, это не те деньги, за которые надо хвататься. Впоследствии, когда начнутся страховые случаи, можно столкнуться с большими проблемами. Поэтому для себя мы решили, что в год будем продавать от 10 до 30 тыс. полисов. А пока продаем по 40 полисов в день".

Андрей Знаменский, начальник управления обязательного страхования автогражданской ответственности ОАО СК "Русский мир":

"С самого утра 1 июля начался шквал звонков по поводу оформления полисов ОСАГО. Основная масса вопросов пока связана с переоформлением договоров добровольного страхования АГО. В первый день мы продали примерно 1,5 тыс. полисов по всей стране, из них около 500 в Петербурге. Всего же в 2003 году мы рассчитываем продать 200 тыс. полисов ОСАГО".

Павел Муретов, заместитель генерального директора ЗАО "Прогресс-Нева":

"Вступивший в действие закон, в первую очередь защищает пострадавшего. По добровольному страхованию автогражданской ответственности у компаний было больше прав в тех же вопросах регресса, нежели теперь по обязательному. Обсуждение закона шло 5 лет, поэтому страховые компании имели достаточно времени, чтобы подготовиться к введению ОСАГО. Думаю, ажиотаж первых дней в ближайшее время спадет. Вторую большую волну клиентов мы ожидаем в октябре-ноябре текущего года". (И.М.)

Иван Макаров

Водителям дали полгода на приобретение полиса  »
Юридические статьи »
Читайте также