Повальный страх Необходимость страховать свою автогражданскую ответственность вызывает раздражение россиян, недовольных законом сомнительного качества

На следующей неделе в России наступает новая эра — повального страхования владельцев "железных коней", вынужденных расплачиваться за роскошь обладания средством повышенной опасности.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступит в силу с 1 июля 2003 года — теперь в этом уже нет никаких сомнений. Все попытки отложить введение в действие этого изобилующего недостатками и противоречиями документа потерпели фиаско. Первыми сдались на милость правительства депутаты Госдумы. Они долго и шумно обсуждали поправки, позволяющие отсрочить хотя бы на полгода явно экономически необоснованные поборы с автомобилистов, но в итоге ограничились обращением к Михаилу Касьянову с просьбой хоть немного снизить тарифы, установленные исполнительной властью.

На сегодняшнем заседании Совета Федерации также не будет рассмотрена законодательная инициатива сенаторов, которые предлагали отложить введение в действие закона об "автогражданке" до тех пор, пока в него не будут внесены необходимые исправления и дополнения. Дума ушла на каникулы, так и не рассмотрев соответствующую поправку, и лишь пообещала сенаторам подправить некондиционный закон до конца года. Тем более что до 31 декабря обязательное страхование автогражданской ответственности во многом будет носить добровольный характер. Это разъяснение Российского союза автостраховщиков (РСА) оказалось решающим. Если пока отсутствие страховки не влечет за собой ответственности, значит, можно и подождать, единодушно решили депутаты и сенаторы.

Между тем страховщики лукавят. Уже сейчас при прохождении техосмотра сотрудники ГИБДД требуют предъявить страховой полис. В то же время законодательство запрещает эксплуатацию транспортных средств, не прошедших техосмотра. Следовательно, значительная часть автовладельцев, которые проходят техосмотр с июля по декабрь, оказывается на распутье: то ли ездить без талона, то ли все-таки раскошелиться и приобрести полис. Прибавьте к этому всех покупателей новых автомобилей, которые поставлены в такие же условия.

Почему же страховщики так заинтересованы в том, чтобы обязательная "автогражданка" поскорее стала нормой нашей жизни? Ведь они сами все время убеждали нас, что больших доходов этот вид страхования не принесет. Похоже, это очередное лукавство. Судите сами: предлагавшаяся до сих пор добровольная "автогражданка" обходилась в столице владельцу обычных "Жигулей" примерно в 100 долларов США. При этом он мог рассчитывать на страховые выплаты в размере до 10 тыс. долларов, причем неоднократно. Обязательный полис гарантирует компенсацию на ремонт одного разбитого автомобиля максимум 120 тысяч рублей, другими словами, лишь 4 тысячи долларов. А заплатить москвичу придется в полтора раза больше.

Гораздо выгоднее страховаться добровольно. Но теперь, скорее всего, тарифы вырастут и здесь. Таков закон рынка. К тому же добровольное страхование не освобождает от обязательного. Следовательно, чтобы не доплачивать в результате ДТП, в котором пострадала дорогая иномарка, надо иметь обе страховки, что обойдется примерно в 200 долл. Так государство "наказало" тех, кто страховался добровольно.

Самое неприятное, что от "автогражданки" освобожден государственный транспорт, а также автомобили Вооруженных сил РФ и других воинских формирований. Традиционно считающиеся самыми опасными участниками дорожного движения водители министров и депутатов, а также неопытные юнцы за рулем в военной форме могут и далее врезаться в автомобили простых смертных совершенно безнаказанно. Получить компенсацию с таких "королей автотрассы" можно через суд, но те, кто уже имел удовольствие судиться с государственными структурами, хорошо знают, насколько это безнадежное предприятие. Зато лишены льгот Герои Советского Союза и России, ветераны и инвалиды.

То есть государство обязывает людей совершать заведомо невыгодную сделку. Это безобразие легко объяснимо. Ясно, что чиновникам очень хочется погреть руки на этом прибыльном дельце. Ведь именно они будут решать, какие страховые компании достойны заниматься "автогражданкой".

В интересе самих компаний сомневаться также не приходится. Вот и получается, что закон выгоден всем, кроме самих граждан, о защите интересов которых так много говорили авторы этого юридически оформленного недоразумения.

Кстати, граждан лишили не только главного достижения рыночной экономики — свободы выбора, но и других прав, в том числе закрепленных в Гражданском кодексе. Конституция и ГК гарантируют каждому из нас свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом. То есть можно написать доверенность и на дачу, и на квартиру, и на гараж, и... на машину. Но по новому закону доверить руль можно только тому, кто вписан в страховой полис. Иначе придется платить штраф, к тому же страховая компания может вообще отказаться от выплат.

Константин Катанян

Таможня требует "автогражданку"  »
Юридические статьи »
Читайте также