Правительство России определило порядок проведения независимой технической экспертизы автомобилей в случае спора о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца.

Экспертиза проводится по требованию страховой организации или потерпевшего и может быть организована независимо от судебной экспертизы, проводимой в рамках рассмотрения дела об административной ответственности, гражданско-правового спора в арбитражном суде или суде общей юрисдикции, а также уголовного дела.

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения, –наличие и характер технических повреждений транспортного средства, их причины, технология, объем и стоимость ремонта. Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения и его вину в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.

Правительство России поручило Министерству транспорта России, Министерству юстиции России, Министерству внутренних дел России совместно с Министерством труда и социального развития России разработать условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников. К ним может обращаться заявитель. Кроме того, экспертизу автомобилей может проводитьорганизация, имеющая в штате аттестованного эксперта-техника. Специальное лицензирование деятельности экспертных организаций не предусматривается.

Утвержденное 24 апреля положение предусматривает контроль за независимостью эксперта от страховщика или потерпевшего. В частности, эксперт-техник или экспертная организация не могут быть аффилированы с ними. С другой стороны, за инициатором экспертизы сохраняется право самостоятельно определять эксперта, а страховая организация вправе заключить с экспертом договор об обслуживании. Рискнет ли эксперт в спорной ситуации потерять постоянного клиента, будет зависеть в первую очередь от его уважения к закону и нормам этики.

За потерпевшим или страховой организацией сохраняется право провести за свой счет повторную (в том числе комиссионную) экспертизу с привлечением другого эксперта. Если ее выводы будет противоречить заключению первого эксперта, инициатор вправе уведомить орган, проводивший профессиональную аттестацию эксперта-техника, о факте некачественной подготовки заключения.

Напомним, что Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступает в силу с 1 июля 2003 года. Он предусматривает, что страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. В случае нарушения этого требования потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.

Экспертиза после аварии  »
Юридические статьи »
Читайте также