Полис обязательного штрафования Новые Правила дорожного движения нового года

Каждый год, в ночь с 31 декабря на 1 января, наших водителей ожидают сюрпризы от законодателей. Традиция такая. Этот год не исключение. Чтобы эти сюрпризы не стали полной неожиданностью, "РГ" публикует, какие нововведения вступят в силу с Нового года. А также прогнозы о нововведениях, ожидающихся в следующем году.

Для начала о наболевшем. Об обязательном страховании гражданской ответственности.

Кто не застраховался - я не виноват

С первого января этого года вступает в силу та часть статьи Административного кодекса, которая предусматривает наказание за отсутствие полиса обязательного страхования. Теперь водителей, которые вовремя не успели застраховаться, ожидает... Правильно, инспектор на дороге, который выпишет штраф в размере от пяти до восьми МРОТ (500-800 рублей).

Бурные предвыборные PR-акции сослужили плохую услугу. Закон об обязательном страховании по-прежнему действует, причем в том виде, в котором сами депутаты и приняли его год назад. И статья КоАП остается в силе. Да, вроде предложило начальство ГИБДД не трогать первое время тех, кто не успел застраховаться, но приказа такого нет. А значит, инспектор на дороге будет поступать так, как считает нужным: либо оформит по полной программе, либо - как водитель договорится. Уже сейчас в страховых компаниях выстроились огромные очереди...

Кстати, с нового года вступит в силу и постановление Правительства о задержании транспортных средств. По непонятной причине за отсутствие страховки вы отделаетесь штрафом. А вот если вы, например, забыли полис дома, то вашу машину задержат до устранения причины задержания. То есть до тех пор, пока вы не привезете полис.

Примечательно, что Закон об обязательном страховании с первого января вступает в полную силу. Теперь в обязательном порядке гражданскую ответственность должны быть застрахованы и государственные машины. Как сообщают в ГИБДД, на 2004 год в бюджетах предприятий и учреждений предусмотрена оплата страховых сборов.

Три часа почти бесплатно

Вышедшее на днях постановление Правительства РФ "О задержании и запрещении эксплуатации транспортных средств" предусматривает не только задержание, но и транспортировку вашего авто на специальную стоянку. И если за три часа задержания платить вам не придется, то за транспортировку будьте добры выложить согласно тарифам. Кстати, задержание не освобождает вас от административной ответственности, а посему приготовьте еще деньги на штраф.

Есть семь причин для задержания вашего авто. Это отсутствие прав и документов на транспортное средство, в том числе доверенность и страховой полис. Это неисправность тормозной системы, рулевого управления и сцепного устройства. Повод для задержания т/с - если водитель не имеет права управлять этим т/с, кроме учебной езды, а также если водитель был лишен права управления. Машину отправят на стоянку в случае, если водитель управлял авто в состоянии опьянения, а также за невыполнение законного требования инспектора о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. За нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствия для движения других машин, а также за остановку или стоянку в тоннеле тоже грозит задержание.

Это же постановление предусматривает запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков. Запрещать эксплуатировать машину будут в двух случаях: при отсутствии техосмотра и в случае, если налицо неисправность тормозов или рулевого управления.

Впрочем, первые три месяца, пока не будут разработаны тарифы на транспортировку и хранение т/с, задерживать авто нарушителей будут бесплатно.

Объезд по-новому

С первого января вступают в силу изменения в правила дорожного движения. Из существенных изменений, пожалуй, только три. Первое - появилось новое правило, с какой стороны объезжать препятствия, второе - сократили количество лиц, которым водители должны в обязательном порядке предоставлять свой автотранспорт, и третье - грузовые "Газели" приравняли все-таки к грузовому транспорту.

С нового года в правилах появился новый пункт: объезд препятствия только с правой стороны. Имеется в виду, если по середине дороги без разделительной полосы стоит мост, тумба или просто машина, то ее необходимо объезжать, оставив по левую руку. Сделано это по одной простой причине: уж очень много у нас аварий из-за того, что водители, объезжая то или иное препятствие, выезжают на встречную полосу.

Машина для опера

Внесены изменения и в пункт о предоставлении машин оперативникам. Теперь он звучит так: "Предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов Федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством; медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни". Этот пункт покинули налоговая полиция, различные внештатные сотрудники соответствующих ведомств и дружинники. То есть теперь количество оперативников, которые могли потребовать от вас автомобиль (конечно, на время выполнения оперативного мероприятия), сократилось. Более того, сотрудники вышеперечисленных ведомств должны предъявить соответствующий документ и объяснить причину, по которой им потребовалась ваша машина. Что касается ответственности за отказ, то это прописано в Кодексе об административных правонарушениях. Статья 12.25 часть первая. Штраф от одного до двух МРОТ (100 - 200 рублей).

Необходимо добавить, что теперь автовладельцам будут возмещать стоимость использования машины. По просьбе водителя те, кто воспользовался транспортом, должны выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.

По этим документам федеральные органы государственной охраны и органы Федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

"Газель" стала грузовиком

До сих пор эти автомобили относились к легковому транспорту. В правилах дорожного движения ограничения касались только машин с массой более 3,5 тонны. Теперь грузовым автомобилям весом до 2,5 тонны нельзя выезжать дальше второй полосы на дорогах, имеющих от трех полос и выше. В левом ряду они могут оказаться только для совершения левого поворота или разворота. Сделано это с тем, чтобы разгрузить магистрали, освободить левый ряд для скоростного транспорта.

Надо сказать, что речь идет именно о грузовом транспорте, то есть эти нововведения не коснутся маршрутных автобусов и микроавтобусов.

Не забудь посветить

Все остальные изменения правил - это лишь уточнения. Вводятся определения таких понятий, как "автопоезд", "перестроение", "опасность для движения"... Последнее, кстати, это "ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия".

Но не менее интересно и "перестроение". Этот термин используется в ряде пунктов правил, но "на земле" трактуется неоднозначно. Например, согласно пункту 8.1 Правил перед перестроением "водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой". Водители в большинстве случаев не считают нужным подавать сигнал поворота при перестроении в пределах одной размеченной полосы движения. И действительно, казалось бы, зачем я буду включать поворотник, если мне надо объехать выбоину или яму? Однако и такой маневр может привести к аварии. А при разборе ситуации вызвать споры. Так что в новом году даже при скромном маневре не забывайте подать сигнал поворота.

Доложи о штрафе

Уже сейчас действуют изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс, в которых, кстати, предусмотрена и такая вещь, как ответственность за неуплату штрафа. Теперь водитель, нарушившей правила и приговоренный к штрафу в размере "от и до", должен сам в течение 30 суток предупредить об уплате тот орган, который ему штраф выписал. В противном случае этому водителю придется иметь дело с судебным приставом, оплачивать его рабочее время, платить штраф за несвоевременную уплату штрафа (несмотря на то, уплатил его вовремя или нет), расплачиваться по начисляемым пени. В общем, таким образом, 50 рублей постепенно превращаются в 500. И такие случаи уже есть. Кстати, также за несвоевременную уплату штрафа нарушителю грозит административный арест на 15 суток.

Уведомление об уплате штрафа можно отправить любым способом, хоть почтой, хоть факсом. Лишь бы оно дошло вовремя.

Что год грядущий нам готовит

Это часть не о том, что вступит в силу, а о том, какие изменения могут произойти в законодательстве, касающемся автолюбителей в следующем году.

Во-первых, скорее всего будет скорректирован Закон об обязательном страховании гражданской ответственности. Скорее всего там появятся льготные категории граждан. С этими поправками уже согласны и страховщики. А посему особых сопротивлений эти поправки не вызовут.

Во-вторых, наверняка будут внесены поправки в КоАП. Например по аналогии с Уголовным кодексом штрафы перестанут измеряться в МРОТах: появятся фиксированные суммы в рублях. Также в следующем году ожидается резкое повышение штрафов за грубые нарушения.

Владимир Баршев

Эвакуация машин откладывается  »
Юридические статьи »
Читайте также