Михаил Орлов: "Вопрос о снижении налогового бремени стоит"

В четверг правительство рассмотрит итоги и перспективы налоговой реформы. О том, с какими предложениями к премьер-министру Михаилу Касьянову придет министр экономического развития и торговли Герман Греф, руководитель департамента налоговой политики МЭРТа Михаил Орлов рассказал корреспонденту "Известий" Екатерине Выхухолевой.

- Можно ли сказать, что разработчики налоговой реформы сегодня делятся на два крыла - либеральное (МЭРТ) и консервативное (Минфин)?

- Пока рано делать такие заявления. У нас идет диалог с Минфином, мы пытаемся выработать единую позицию по налоговой реформе. Естественно, и у Минфина, и у МЭРТа есть свои ведомственные интересы. Мы будем их отстаивать в дискуссии.

- Представители Министерства финансов говорили, что налоговая нагрузка в 2003 году снизится на 1,5% ВВП. Как вы это прокомментируете?

- Пока рано обсуждать конкретные цифры. Да, вопрос о снижении налогового бремени стоит. Как оно будет снижаться, еще не определено. Пока что мы планируем нашу деятельность на 2003 год. Актуальность именно этой задачи диктуется принятием бюджета, а налоговая реформа завязана на бюджетном процессе.

- Какие виды налогов будут снижены?

- Разрабатывается система реформирования имущественных налогов в 2003 году. Там снижения бремени не ожидается, скорее, наоборот - может быть некоторое увеличение сборов по этим налогам. В 2004 году должен быть отменен налог с продаж и должны быть разработаны меры по компенсации региональных потерь от отмены этого налога. Должен каким-то образом быть изменен порядок возмещения налога на добавленную стоимость при экспортных поставках. Если мы примем концепцию возмещения НДС экспортерам, которая сейчас разрабатывается в министерстве, очевидно, на какое-то время мы отвлечем бюджетные средства и будет некое снижение доходов в бюджет. Но это снижение будет носить временный характер - один-два года, не более того. Так или иначе налоговая реформа, по нашему мнению, в ближайшее время должна привести к снижению налоговой нагрузки на экономику.

- Будет ли принято решение по снижению ставок налога на добавленную стоимость и единого социального налога в течение трех лет?

- Сейчас пока не разработана долгосрочная программа. У нас действительно в планах стоит снижение НДС. Сомневаюсь, что это задача 2003-го и даже 2004 года. Что касается ЕСН, то вероятнее всего, снижение этого налога пойдет не по пути снижения ставки, а по пути понижения порогового значения, с которого начинает работать регрессивная шкала.

- Как вы могли бы оценить итоги налоговых нововведений в этом году?

- Честно говоря, они оставляют достаточно неоднозначное впечатление. Трудный был год и не все было безоблачно. Но боюсь, что полномасштабный анализ можно будет провести только в первом квартале 2003 года. С одной стороны, резкое снижение налога на прибыль и внедрение очень низкой ставки налога. С другой стороны, отмена ряда льгот, которые были признаны неэффективными. Сейчас выясняется, что, может быть, с отменой льгот все было не так безоблачно. В частности, речь идет об инвестиционной льготе. Я думаю, что вполне вероятно, что в следующем году она будет возвращена, возможно, в несколько измененном виде. Налог на прибыль действительно получился очень сложный. Я думаю, что в январе 2003 года уже можно будет подвести какие-то предварительные результаты работы с 25-й главой Налогового кодекса. На наш взгляд, снижение налогового бремени сопровождалось дополнительной нагрузкой на налоговые органы и налогоплательщиков, и в этой связи однозначно говорить о том, что с принятием налога на прибыль налоговая нагрузка на налогоплательщиков снизилась, было бы преждевременно. Равно как и говорить о том, что налоговое бремя ужесточилось.

Были приняты две главы по налогообложению малого бизнеса. На мой взгляд, для устранения неточностей формулировок в этих главах необходимо внести ряд поправок, кардинально не меняющих закрепленных в них принципов налогообложения малого бизнеса. Полагаю, что после технической правки этих двух глав они будут достаточно эффективны в своем применении.

- Со следующего года меняется система взимания акцизов. Ожидаются ли в этой связи проблемы?

- Абсолютно неоднозначное впечатление оставили принятые поправки к 22-й главе Налогового кодекса в части налогообложения нефтепродуктов акцизами. На наш взгляд, очень много проблем возникнет в следующем году именно с применением этой главы. Сейчас мы с Министерством по налогам и сборам пытаемся найти общий подход к тому, как совершенствовать эту главу в части взимания акциза на нефтепродукты. Полагаю, что, может быть, какие-то судьбоносные поправки будут внесены в эту главу уже в этом году и это позволит взимать налог достаточно эффективно. Что касается табачных акцизов, комбинированная ставка представляется достаточно интересной. Безусловно, со стороны налоговых органов она потребует более эффективного налогового контроля. Это нестандартный шаг, и есть некоторые опасения, что этот налог будет достаточно сложно администрировать. По алкоголю кардинально ничего не изменится - кроме повышения ставок.

- Когда будут дорабатываться или вноситься поправки в эти законы?

- Все поправки, если они только не носят технический характер, имеет смысл вносить в 2003 году, чтобы они начинали действовать в 2004 году. На наш взгляд, в 2001 и 2002 годах сложилась порочная практика придания законам, вводящим поправки к Налоговому кодексу, обратной силы. Это абсолютно неправильно.

Екатерина Выхухолева

Госдума отклонила поправку к проекту федерального бюджета-2003, устанавливающую предельный рост тарифов на услуги естественных монополий.  »
Юридические статьи »
Читайте также