Тарифный сговор МАП не по силам

В этом году исполнилось десять лет со дня принятия закона "О защите прав потребителей".

Законодательный акт, по сути дела, дал старт развитию в России нового общественного института. Однако потребители по-прежнему нередко остаются один на один со своими проблемами.

По мнению руководителя МАП Ильи Южанова, закон оказался весьма действенным. В 2001 г. удалось выявить 31 тыс. нарушений прав потребителей. Первое место в этом сомнительном чемпионате держит торговля, на втором — коммунальные услуги, далее идут бытовые услуги и связь.

Как считают в МАП, настала пора создать в стране специальный реестр изготовителей продукции, чьи товары продаются в России. Сейчас нередко возникают ситуации, когда продавец уходит с рынка, и предъявлять претензии в случае негодности изделия становится некому. Приходится выдерживать долгие тяжбы в иностранных судах.

Кроме того, сейчас в торговле весьма широко используется принцип сетевого маркетинга. То есть товар покупателю продается в том случае, если он приведет с собой еще нескольких человек, желающих его приобрести. По мнению представителей МАП, такая практика незаконна.

Впрочем, Илья Южанов признает, что не всегда удается защитить права потребителей. Так, очень сложно выявлять факты ценового сговора. За все время действия закона выявлен лишь один случай. В то же время во многих странах это является серьезным преступлением; в 2001 г. в США по этой статье было осуждено 19 человек.

Как признаются в МАП, по-прежнему острой остается проблема защиты прав потребителей услуг естественных монополий. В частности, недовольство вызывает повсеместное повышение тарифов на коммунальные услуги. Но, как заверяют в МАП, министерство дает согласие на повышение тарифов коммунальщиков лишь в случае "самой острой необходимости".

Другой монополист — МПС по требованию МАП разработало программу по дифференциации услуг в зависимости от уровня развития регионов и уровня жизни населения. Это позволило обеспечить выбор между дорогими и более дешевыми составами для разных регионов.

По мнению МАП, удалось немного улучшить работу почтовой связи. В то же время анализ антимонопольного ведомства показывает, что имеется немало случаев, когда операторы связи нарушают права потребителей. Например, далеко не всегда выдерживаются сроки установки квартирных телефонов. Кроме того, в 2001 г. тарифы ощутимо выросли: на телеграммы — на 15-18%, на бандероли — на 43%. Но почтовому ведомству этого мало: там считают, что тарифы продолжают оставаться льготными для населения и убыточными для организаций связи.

Владимир Гурвич

Комитет ГД по энергетике выступает за скорейшее закона о естественных монополиях  »
Юридические статьи »
Читайте также