Послушное "Пулково"

Аэропорт "Пулково" по требованию МНС начал начислять НДС на сборы за наземное обслуживание западных авиакомпаний. Это увеличивает их затраты в среднем на $200 000 в год. Перевозчики категорически отказываются платить НДС, ссылаясь на международные нормы.

Иностранные авиакомпании никогда не платили НДС в российский бюджет. Налоговый кодекс, вступивший в действие 1 января 2001 г. , также освобождает перевозчиков от этого. В подпункте 22 пункта 2 статьи 149 НК сказано, что услуги, оказываемые "в аэропортах и воздушном пространстве по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание", не облагаются НДС. Однако в мае 2002 г. МНС разослало российским аэропортам письмо, в котором сказано, что НДС должно облагаться наземное обслуживание (хэндлинг). Речь идет об обслуживании пассажиров, обработке грузов, обеспечении бортпитания, охране самолетов, обеспечении ГСМ и т. д.

Отреагировало на письмо МНС только "Пулково". В сентябре 2002 г. компания разослала всем иностранным перевозчикам, которые летают в питерский аэропорт, письма с требованием оплатить задолженность и платить НДС с хэндлинговых услуг впредь. "Мы, конечно, сочувствуем авиакомпаниям, но самостоятельно уплатить за них НДС не можем", - говорит главный экономист "Пулково" Ирина Григорьева.

О каких суммах идет речь, стороны не говорят. Однако, по словам представителя одной из авиакомпаний, иностранный перевозчик, осуществляющий два рейса в день в "Пулково", платит за хэндлинг около $1 млн в год. То есть каждой компании пришлось бы платить за полеты в Россию в среднем на $200 000 в год больше.

Авиакомпании отдавать лишние деньги не согласны. Lufthansa, больше других летающая в Россию, направила аэропорту ответное письмо, в котором категорически отказалась платить НДС. По мнению перевозчика, это требование входит в противоречие с договором между Lufthansa и "Пулково", а также противоречит международным нормам. "Ни одна авиакомпания в мире в подобной ситуации не платит НДС, - заявил "Ведомостям" представитель компании. - Более того, Lufthansa ни в одном аэропорту России не сталкивалась с такой постановкой вопроса". Эту позицию поддерживают в московском офисе British Airways.

Другие аэропорты не начисляют НДС на сборы за наземное обслуживание. "Мы руководствуемся положениями Налогового кодекса", - заявила "Ведомостям" пресс-секретарь "Шереметьево" Юлия Эмм. Источник в одном из московских аэропортов утверждает, что письмо МНС не является законодательным актом, поэтому исполнять его необязательно.

Партнер "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Денис Щекин говорит, что письмо МНС в отличие от законодательного акта обжаловать нельзя. Поэтому налоговики могут проверить - камерально или при выездной проверке - любой аэропорт. "В обоих случаях будет вынесено решение налогового органа - доначислить неуплаченный НДС, - говорит Щекин. - Налогоплательщик, не согласный с этим, имеет право обжаловать решение. И тогда суд определит, кто прав - аэропорт или МНС". Но даже если суд примет сторону аэропорта, проблема не будет решена, так как в России право не прецедентное. По словам Щекина, вопрос будет снят только в том случае, если МНС изменит или отменит свое письмо либо каждый аэропорт выиграет суд у налоговой инспекции.

В УМНС по Санкт-Петербургу от комментариев отказались.

Татьяна Егорова

Правительство внесет на ратификацию в Госдуму соглашения с Грузией, Молдавией и Узбекистаном о принципах взимания косвенных налогов  »
Юридические статьи »
Читайте также