Два года: успехи и просчеты

Исполнительная власть подводит итоги двухлетнего пребывания Валентины Матвиенко на посту губернатора Санкт-Петербурга. Отчеты городского правительства полны оптимизма. Однако депутатам Законодательного собрания видны не только успехи, но и просчеты администрации Петербурга. С вопросом, чего было больше в деятельности губернатора и ее команды — достижений или недоработок, мы обратились к руководителям постоянных комиссий и комитетов городского парламента.

Некоторые решения попахивают волюнтаризмом

Михаил Амосов, председатель комиссии по городскому хозяйству, координатор фракции «Демократическая»:

— Говоря о заслугах исполнительной власти, прежде всего надо отметить значительное увеличение поступлений в городской бюджет. У города появились новые возможности для решения наболевших вопросов. Приход в Петербург крупных инвесторов тоже положительный момент. Это и строительство завода «Тойота», и привлечение китайских инвесторов. Однако, что касается развития западной части Васильевского острова, то этот проект попахивает волюнтаризмом и вызывает некоторые сомнения . Большое достижение исполнительной власти — разработка и принятие Генплана . Если не вдаваться в подробности, это безусловно хорошо, и губернатор проявила должную настойчивость в данной работе.

Если говорить о проблемах, то, на фоне предвыборных обещаний дать зеленый свет малому бизнесу, мы имеем скорее обратную картину: ликвидация ларьков на остановках общественного транспорта , мелкорозничной торговли в метро , конфликт с пассажирскими перевозчиками . В целом доступ малого бизнеса к земле и недвижимости не упростился. Недостаточно энергично решается проблема ликвидации уплотнительной застройки. Причина в отсутствии внятной политики в процессе межевания земли. Губернатор считает, что не стоит на это тратить деньги.

Поэтому как была уплотнительная застройка, так она и осталась. Необходимо сказать, что рост жилищных и транспортных тарифов не сопровождается улучшением качества работы соответствующих служб. Не стало лучше в Петербурге с демократией и свободой средств массовой информации. В этом смысле Валентина Матвиенко продолжает политику Владимира Яковлева, и получается у нее даже лучше, чем у предшественника. Посмотрите на «Пятый канал». Это пропагандистская машина исполнительной власти, на которой нет места для оппозиции.

Изменилось качество инвестиций

Игорь Михайлов, председатель комитета по законодательству, член фракции «Единая Россия»:

— Я бы на самом деле не стал так ставить вопрос: что было хорошо, а что плохо. Надо отдавать себе отчет, что мир сам по себе не идеален, и новый губернатор не может гарантировать резкое изменение в состоянии городских дел. Мы можем лишь рассуждать о том, есть ли поступательное развитие города и как себя ощущают его жители. И здесь надо сказать, что последние два года стали тем фундаментом, на котором, опережая инфляционную составляющую, мы сможем увеличить зарплату работникам бюджетной сферы . Конечно, поступательное развитие не дает ощущения благоденствия, но есть значительная подвижка вперед, и бюджет Петербурга тащит это на себе.

Изменилось качество инвестиционных процессов. При прежней администрации каждый раз надо было разбираться: это прямые инвестиции, и мы увидим дома или заводы, или это какие-то заимствования, которые проедаются и виснут на бюджете тяжелыми веригами. Сегодня инвестиции гарантируют появление новых рабочих мест и развитие инфраструктуры города. Это и жилой квартал, который построят китайцы, и завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений, и появившаяся перспектива достройки дамбы, и Западный скоростной диаметр, и Орловский тоннель, которые решат часть транспортных проблем.

Что бы я покритиковал, так это тяжелую бюрократическую машину. Если бы она работала пошустрей, то можно было бы сделать еще больше. Необходимо увеличивать скорость принятия решений. Назрела необходимость повнимательнее присмотреться к структуре администрации с точки зрения ее совершенствования.

У администрации есть реальные результаты

Владимир Барканов, председатель Бюджетно-финансового комитета, член фракции «Родина»:

— Сначала о положительных моментах. В Петербурге определился политический статус-кво. Вся полнота власти перешла в руки губернатора, который сегодня владеет ясной, взвешенной, без примесей клановости и лоббизма информацией и может принимать верные политические решения. В результате бизнес поверил в устойчивость этой власти и в преемственность разумных экономических преобразований. Пошли реальные предложения по инвестированию и расширению промышленных производств. Наконец, полностью сформировано городское правительство. Это рабочее правительство, где люди умеют заниматься хозяйством, политикой и реформаторскими функциями.

Теперь что удалось реально сделать. За время правления губернатора и ее команды произошло удвоение городского бюджета Петербурга. Такого показателя, свидетельствующего о бурном экономическом развитии региона, нигде в России больше нет.

Создана система координат развития города. У нас появился Генплан, а разработанная программа социально-экономического развития города , на мой взгляд, на порядок лучше федеральной. В городской программе проработаны реальные показатели, нормативы и эффективные методы контроля за ее выполнением.

Удвоение бюджета за три года , система координат социально-экономического развития и Генплан — вот показатели реальной работы правительства. Впервые в городе будет построено свыше 150 тысяч квадратных метров жилья для расселения аварийного и ветхого жилого фонда. Прежде этого не было. Долгие годы ни один бюджетный рубль не тратился на улучшение жилищных условий тех, кто сегодня живет в собственном государстве как в гетто.

Что касается недостатков. Было бы наивно полагать, что в городе все безупречно. Конечно же, это не так. И первая проблема, которая за два года так и не была решена, это работа общественного транспорта. Мало того, не найдены даже пути ее решения. Попытка реформирования сферы общественного транспорта провалилась, на мой взгляд, из-за неумелого управления этой отраслью.

Еще один вопрос, который правительству не удалось решить, это организация дорожного движения. Из-за пробок по городу не проехать ни утром, ни днем, ни вечером, а иногда даже и ночью. За два года в этой сфере стало только хуже.

Есть проблемы с уплотнительной застройкой. Настолько много политически непопулярных распоряжений издал прежний губернатор, что до сих пор мы не расквитались с этой трудной проблемой. Да, появился Градостроительный кодекс Петербурга. Комитет по строительству пытается навести порядок. Но в полном объеме отстоять интересы горожан правительству пока не удается.

Из недостатков я бы отметил еще недостаточное внимание сфере благоустройства и озеленения города. Хотя есть в этой области и некоторые положительные сдвиги.

Порочная практика вето

Наталия Евдокимова, председатель комиссии по социальным вопросам, член фракции «Демократическая»:

— Что удалось сделать. Губернатор постаралась упорядочить с помощью законов те аспекты жизни города, которые законами никогда упорядочены не были. Прежде всего я имею в виду принятый Градостроительный кодекс. Нельзя в нашем городе строить где ни попадя! Второе, что было сделано, это проект социально-экономического развития города. Для того чтобы понять, куда надо вкладывать деньги прежде всего, а куда во вторую очередь, что мы получим после вложения средств через пять лет, надо иметь перспективный план развития. Он у нас есть. Не все меня в нем радует, но мы попытались упорядочить решение глобальных городских проблем в виде единого нормативного правового акта и придать ему значимость закона. Это очень важно.

Сейчас в муках рождается так называемый социальный кодекс Петербурга , который должен на законодательной основе упорядочить ситуацию с различными аспектами социальной защиты населения. Эта наша инициатива, которая поддержана губернатором.

Чем я недовольна. К сожалению, продолжается практика, которая еще при Яковлеве стала основой взаимодействия исполнительной власти и Законодательного собрания. Это система вето. Из тех законов, что разрабатываются депутатами, большая часть не принимается губернатором. На шесть законов из семи, принятых в социальной сфере депутатами этим летом, губернатором было наложено вето. О чем это говорит? О том, что исполнительная власть не использует свое право законодательной инициативы. Закон пишется и принимается в трех чтениях не за день и не за два. Если это серьезный закон, то на его создание уходят годы и месяцы на его принятие. Достаточное время, чтобы вмешаться в его разработку. А мы получаем от губернатора вето, которое ни с юридической точки зрения, ни с точки зрения целесообразности, человеческой логике не поддается. Яркий пример. Сегодня городской закон о прожиточном минимуме не соответствует федеральному законодательству . Произошла монетизация льгот. Льготники должны платить за телефон и проезд в транспорте. Изменилась социальная норма площади жилья. Все это требовало изменений в законе о прожиточном минимуме. Мы сделали это, но губернатор наложила вето. Таким образом, сегодня правительство Петербурга нарушает права граждан, назначая им социальные выплаты в соответствии с неправильным законом.

Как негативную тенденцию я бы отметила сокращение количества законодательно оформленных социально-экономических и медико-социальных программ, направленных на решение проблем детей-сирот, диабетиков, инвалидов и так далее. Если при Яковлеве их было около шестидесяти, то теперь осталось буквально с десяток. Эти программы не возобновляются. Губернатор считает, что достаточно соответствующих постановлений правительства. Но если программа оформлена в виде закона, то заложенные на ее реализацию деньги нельзя использовать на другие нужды. Если же это всего лишь постановление правительства, то закон о бюджете, как нормативно-правовой акт более высокой силы, может скорректировать в нем цифры. В результате можно только декларировать и ничего не делать.

Записал Михаил Северов

Половина большого пути  »
Юридические статьи »
Читайте также