Рекламная пауза Депутаты предлагают отменить "архаичный" налог

Три депутата Госдумы предлагают отменить налог на рекламу. Несмотря на отрицательное заключение правительства, они уверены в успехе своей инициативы. Участники рынка приветствуют упразднение "архаичного" налога, не имеющего аналогов в мире. Пострадает в основном бюджет Москвы, но столичная мэрия едва ли будет активно отстаивать налог, который у нее пытаются "отсудить" муниципальные образования.

В конце марта - начале апреля бюджетный комитет Госдумы рассмотрит внесенный депутатами Михаилом Задорновым, Игорем Артемьевым и Борисом Резником законопроект, предлагающий отменить налог на рекламу. Как сказал "Ведомостям" Задорнов, эта инициатива продолжает стратегическую линию по "упрощению налоговой системы, отказу от небольших налогов, искажающих поведение экономических агентов".

Компании, говорит бывший министр финансов, уклоняются от оборотного налога, оплачивая рекламные контракты "наличными или через третьи лица". Значительная часть рекламного рынка находится в тени, утверждают депутаты в пояснительной записке к законопроекту. Отмена налога, надеется Задорнов, позволит рекламщикам "легализовать обороты".

Большинство регионов установили ставку налога на максимальном уровне - 5% от стоимости рекламных услуг. За январь - ноябрь 2002 г. доходы от налога составили 3,417 млрд руб. (из них 2,156 млрд поступило в бюджеты субъектов РФ, а 1,261 млрд - в местные бюджеты). Почти 63% налога собирается в Москве (за 11 месяцев 2002 г. - 2,147 млрд). В 2003 г. столица планирует получить от рекламы 3,086 млрд руб.

Правительство прислало отрицательный ответ на законопроект, мотивируя его потерями региональных бюджетов. Но депутатов это не смущает. "Правительство выступало и против сохранения льготной ставки НДС для СМИ, но закон принят", - отмечает Борис Резник.

Региональным бюджетам депутаты предлагают вернуть выпадающие доходы за счет роста поступлений от НДС и налога на прибыль, "перераспределения налоговых доходов консолидированного бюджета и улучшения администрирования налоговых поступлений". Например, говорит Задорнов, можно компенсировать регионам потери за счет акцизов на топливо. "Мы ожидаем, что в апреле правительство представит в Думу механизм долгосрочного распределения доходных и расходных полномочий между бюджетными уровнями с учетом нашей инициативы", - говорит депутат.

Московскую мэрию отмена налога не пугает: по словам пресс-секретаря департамента финансов Евгения Шибанова, "это небольшая потеря, в отличие от отмены налога с продаж" (рекламный налог дает Москве 1% налоговых доходов). По словам Шибанова, от отмены налога на рекламу "взвоют" муниципалы, у которых "это почти основной налог ".

Между тем как раз в Москве муниципальные образования ничего от налога на рекламу не получают. В конце февраля три районные управы подали в суд на Московскую думу и мэрию, потребовав признать, что включение доходов от налога в бюджет города противоречит федеральным законам. А попытку Дмитровского района включить налог на рекламу в свой бюджет Шибанов назвал тогда "самодеятельностью".

Участники рекламного рынка депутатскую инициативу полностью поддерживают. "Налог сильно сдерживает развитие рынка, - говорит гендиректор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин. - Принятый в 1991 г. , когда реклама еще считалась роскошью, наш налог не имеет мировых аналогов, ведь это налог на производственные расходы".

Однако утверждения депутатов, что рекламный рынок находится в тени, вызвали у президента Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Владимира Евстафьева глубокое недоумение. "Это абсолютная чепуха, - говорит Евстафьев. - Всякая реклама видна, проданную рекламную площадь скрыть нельзя. Депутаты просто не знают наш бизнес - это один из самых прозрачных секторов". Объем рекламного рынка в 2002 г. составил, по оценке РАРА и Gallup Media, $2,68 млрд. Следовательно, по официальной статистике, за год бюджет получил, как минимум, 4,5% от рекламных оборотов.

Борис Грозовский

Наталья Неймышева

Пересмотрят налог на рекламу  »
Юридические статьи »
Читайте также