Ленобласть претендует на 150 млн рублей

Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, подписав на днях закон об областном бюджете на 2005 год, получил от разработчиков этого финансового документа символический подарок - чучело красавца-петуха. Предстоящий год, по мнению ряда астрологов, для страны будет непростым: грядут серьезные реформы. Их наступление уже ощущается в Ленинградской области

Ленобласть недавно подала в Минфин РФ заявку на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. На будущий год он составит 600 млн руб. и будет распределен между 8 субъектами, представившими эффективно реализуемые программы реформирования региональных финансов.

Современная программа, учитывающая новые требования Бюджетного и Налогового кодексов, появилась теперь и у Ленобласти. В случае начала успешной реализации намеченного крупного проекта субъект РФ в 2005 году сможет претендовать на 150 млн руб., что позволит существенно ускорить преобразования в финансовой сфере.

Как известно, два года назад область уже претендовала на получение средств на эти цели. Добиться желаемого помешала случайность: Ленобласть заняла в представительном конкурсе 6-е место, тогда как субсидии достались 5 регионам страны.

За прошедшее время область укрепила позиции по бюджетным доходам и инвестициям в реальную экономику, расплатилась по внешнему долгу, задействовала эффективные кредитные и заемные механизмы. Авторитетным агентством Standard & Poor"s Ленобласти присвоены весьма престижные кредитные рейтинги как по международной, так и по внутренней шкале. Завоевана победа во Всероссийском конкурсе финансового развития экономики страны «Золотой рубль».

Эксперты единодушны: сейчас область в состоянии поставить перед собой более амбициозные, чем прежде, цели. Новая областная программа на 2005-2006 гг. опирается на потенциал роста собственной экономики и финансов. Напомним, что среднесрочный план финансового развития Ленобласти предусматривает стабильное ежегодное увеличение доходной части бюджета субъекта на 15%. При сохранении таких темпов и динамики в течение 7 лет можно почти удвоить потенциал доходов.

Но для этого предстоит проделать большой объем работы в финансовой сфере. Так, сразу после подписания бюджета-2005 В. Сердюков провел совещание по вопросам перспектив развития казначейского исполнения бюджета (КИБ) в Ленобласти. Сегодня в России 57 субъектов внедрили собственные системы казначейского исполнения бюджетов. В 10 из них такая система охватывает не только областной, но и муниципальный уровень. В Ленобласти уже около двух лет действует департамент КИБ. За счет специального областного фонда выделены средства на реформирование муниципальных финансов, включая приобретение техники, установку современного программного обеспечения и подготовку кадров. Как следствие, в 10 МО к 2005 году будут развернуты казначейские структуры с автоматизированными рабочими местами.

Современное казначейство - своего рода банк, позволяющий строго контролировать все бюджетные потоки, отчетность, оптимизировать оборот средств. По мнению начальника областного департамента КИБ Валентины Николаевой, в условиях когда бюджетная реформа приведет к самостоятельности бюджетов разных уровней, казначейская система будет обеспечивать единство бюджетного процесса в субъекте.

Развитие казначейских принципов - лишь одно из направлений реформирования региональных финансов. О некоторых других аспектах программы, которую предстоит реализовывать в ближайшие два года, рассказала первый заместитель председателя областного комитета финансов Евгения Гресь:

- В области уже не один год идет разговор о необходимости повышения качества бюджетных услуг. Но каждый понимает этот тезис по-своему. Кто-то, к примеру, полагает, что если обеспечил доставку ветерану пенсии на дом или освободил от простаивания в очереди, то и качество услуг существенно улучшил. А ведь это, мягко говоря, весьма упрощенный взгляд на существо дела. Разработанная программа впервые указывает, что качество бюджетных услуг должно привести к росту так называемого человеческого капитала. То есть бюджет обязан помогать людям становиться более образованными, здоровыми, профессионально подготовленными, социально защищенными.

Еще одна важная проблема связана с неписаным, но исполнявшимся ранее бюджетным правилом «Всем сестрам по серьгам». Программа не отрицает, скажем, справедливого распределения средств поддержки муниципальных образований для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Но нередко бюджетное равенство между отраслями является, по сути, отказом от выбора приоритетов финансирования. А это неприемлемо.

Тот, кто внимательно изучал параметры принятого областного бюджета будущего года, не мог не заметить главное. Этот документ позволяет на 37% увеличить финансирование в социальной сферы, на 35% - зарплаты, на 24,5% - образования, включая детские дошкольные учреждения, при существенно более низком росте потенциала доходов консолидированного бюджета.

Тем самым как раз и определены бюджетные приоритеты: ликвидация бедности, повышение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума, улучшение материального положения бюджетников, обеспечение социальных гарантий.

Предстоит также, по словам Евгении Гресь, повышать качество бюджетных услуг для населения, добиваясь при этом снижения их себестоимости. К примеру, конкуренция бюджетных учреждений в сфере госзаказа наверняка приведет к снижению бюджетных расходов. В эту конкуренцию, согласно российской концепции бюджетной реформы, смогут включаться и внебюджетные организации. Можно, оптимизируя расходы, регулировать и объемы госзаказа. В то же время социальная помощь людям станет приобретать все более конкретный и адресный характер. В будущем году этот принцип будет, например, внедрен в отношении людей, имеющих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Подробнее с основными положениями программы можно познакомиться на Интернет-сайте правительства Ленобласти www.lenobl.ru.

Петр Владимиров

Депутаты приняли бюджет на 2005 год Большая часть расходов - расселение и строительство нового жилья  »
Юридические статьи »
Читайте также