"Стройка века" в Петербурге

Работы по строительству морского пассажирского терминала на Васильевском острове начнутся в июле нынешнего года.

Благодаря подписанному председателем правительства России Михаилом Фрадковым в первых числах мая соответствующему указу строительство в Петербурге современного морского пассажирского терминала, похоже, окончательно сдвинулось с мертвой точки. Предстоит прорыть канал и реконструировать участок морского фарватера, а также обустроить таможенно-пограничный контрольно-пропускной пункт.

То, что строительству нового терминала придается большое значение, не вызывает удивления. До сих пор в России нет ни одного современного морского пассажирского вокзала. Поэтому реализация данного проекта была признана одной из приоритетных составляющих транспортной стратегии России до 2020 года.

В Петербурге очень большой спрос на заход крупных пассажирских судов, но пока нет возможности их принимать. Пропускные способности существующего морского вокзала недостаточны - к нему не могут подходить большие морские пассажирские суда и автопассажирские паромы, им приходится швартоваться в грузовом порту или у причальных стенок на Неве.

Существующий пассажирский вокзал не в состоянии принимать суда длиной больше 200 метров. Это связано с устаревшей инфраструктурой и с недостаточной глубиной морского канала. Ежегодные убытки компании "Морской порт Санкт-Петербург" от швартовки круизных лайнеров составляют около 1 млн долларов. Недовольны и туристы, так как, прибывая в один из красивейших городов мира, они оказываются среди контейнеров и подъемных кранов.

4 мая состоялся конкурс "...на определение победителя по образованию территории к западу от побережья Васильевского острова Петербурга". Решением конкурсной комиссии победителем объявлен консорциум в составе голландской компании Van Oord, корпорации "Трансстрой", ЗАО Балтдрага", ЗАО "Портофлот", ООО "ПТПС", ЗАО "Балтийская дноуглубительная компания".

Заявки на конкурс по дноуглубительным работам и образованию акватории подали 7 компаний - среди них ЗАО "Балтийская дноуглубительная компания", ФГУ "Беломорканал", ОАО "Межрегионтрубопровод", ОАО "Подводтрубопроводстрой", ООО "Мордрага", ЗАО "ПТСК "Подводспецстрой" и Boskalis BV. Помимо этого должен быть выбран исполнитель сопутствующих работ по переносу инженерных сетей, установлению систем навигационного обеспечения, проведению экологической экспертизы. Данный конкурс был объявлен ФГУП "Росморпорт". По словам вице-президента ООО "Управляющая компания "Морской фасад" Серика Жусупова, порядка 20 заявок от компаний поступило на выкуп конкурсной документации, не менее 10 компаний будет участвовать в конкурсах. Практически все компании, участвовавшие в конкурсе на образование территории, участвуют и в конкурсе на право проведения дноуглубительных работ.

Строительство причальных сооружений и береговых объектов морского пассажирского терминала будет осуществляться за счет внебюджетных средств. Как сообщил президент ООО "Управляющая компания "Морской фасад" Шавкат Кары-Ниязов, переговоры с возможными инвесторами уже ведутся. Однако с кем именно удалось достичь предварительной договоренности, пока не сообщается. Предполагается, что интерес к проекту проявят "западные круизные организации". Тем не менее официальные данные об этом появятся, скорее всего, только осенью.

Считается, что портовые инвестиции помогут городу реализовать транспортный проект тоннеля, который должен разгрузить дышащие на ладан Дворцовый мост и мост Лейтенанта Шмидта, которые ведут с Васильевского острова на "континент". По мнению специалистов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, проект нового морского пассажирского терминала в Петербурге соответствует всем нормам. В заключении государственной экологической экспертизы говорится, что "предусмотренное строительством терминала воздействие на окружающую среду допустимо и проект может быть реализован".

Однако далеко не все жители Васильевского острова довольны тем, что рядом с их домами появится морской пассажирский терминал. Горожане в ходе "стройки века" боятся потерять выход к береговой линии. Шавкат Кары-Ниязов отчасти подтвердил их опасения - из 6 километров береговой линии, которая сегодня доступна для петербуржцев, в закрытую зону превратится территория длиной около 800 метров. Кроме того, будут ли довольны глобальным строительством те жители, которые покупали квартиры с видом на залив? Вместо живописного вида на бескрайний водный простор будет открываться вид на строительные работы, а вместо шума морской воды единственной музыкой станет звук отбойных молотков.

Напомним также, что на общественных слушаниях, которые прошли еще минувшим летом, жителям обещали зеленую зону, развлекательную инфраструктуру, рассчитанную не только на туристов, но и на петербуржцев, благоустроенный пляж. Будут ли выполнены эти обещания? Ответы пока туманны.

Идея строительства морского пассажирского терминала возникла в 2002 г. В начале 2004 г. городскими властями было принято решение начать работы по строительству комплекса за счет расширения территории Васильевского острова. Для строительства порта на западе острова необходимо намыть порядка 140 га. Кроме того, по предложению комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга планируется образовать дополнительную территорию вокруг порта. В результате общая территория намыва составит 450 га. "Новая земля" "врежется" в Финский залив примерно на 1200 метров. Вновь образованные территории будут переданы из федеральной собственности в городскую.

В прошлом году для реализации проекта было создано ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга". Компания подготовила технико-экономическое обоснование проекта. В конце апреля функции единоличного исполнительного органа компании были переданы ООО "Управляющая компания "Морской фасад". Проектом дополнительного намыва занимается ООО "Проектно-строительное агентство "Перспектива".

Предполагается, что морской пассажирский терминал будет включать 7 причалов и сможет принимать пассажирские суда длиной более 200 м, в том числе круизные класса "Миллениум", на которых умещается до 3 тысяч человек. Планируется, что помимо непосредственно портовых сооружений в рамках проекта "Морской фасад" будет построено около миллиона квадратных метров элитного жилья и столько же коммерческой недвижимости: бизнес-центры, гостиницы, клубы, рестораны. Весь комплекс расположится на территории в 400 тысяч квадратных метров. Строительство первого пускового комплекса нового терминала планируется завершить к 2008 г. Общая стоимость проекта может превысить 2 млрд долларов. В текущем году на первый этап работы - дноуглубление - в федеральном бюджете предусмотрено 600 млн рублей. Всего на дноуглубительные процедуры государство собирается выделить около 138 млн долларов. Оставшиеся средства должны быть привлечены в качестве инвестиций. На строительство гидротехнических сооружений морского пассажирского терминала в целом будет затрачен 441 млн долларов. Из них около 200 млн долларов - бюджетные средства Российской Федерации. Соответственно, на образование территорий будет потрачено около 241 млн долларов частных инвестиций. Согласно подготовленному технико-экономическому обоснованию срок окупаемости проекта может занять примерно 10 лет.

МНЕНИЯ

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: "Не только в Петербурге - в России нет ни одного современного морского пассажирского комплекса. Первый такой комплекс будет в Петербурге. Для нас строительство морского пассажирского вокзала - наиважнейший проект, так как мы реализуем концепцию развития Петербурга как туристического центра. Важнейшей составляющей становится морской туризм, который очень популярен во всем мире".

Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов: "Это сложный проект, который состоит из нескольких частей. Для решения проблемных вопросов есть хорошие предпосылки: на сегодня у заказчика сложились конструктивные отношения как с администрацией города, так и с Академией архитектуры и строительства, члены которой дают необходимые консультации. Конечно, возникают проблемы по различным аспектам, но все настроены на их конструктивное решение. Сроки же реализации этого проекта прежде всего будут связаны с технологическими возможностями по насыпке территории, по строительству причальной стенки и другим техническим аспектам".

Заместитель начальника Управления инвестиционных проектов Алексей Кайдалов: "Интересы жителей Васильевского острова, безусловно, должны быть учтены. Произойдут большие преобразования по благоустройству территорий, появятся новые зеленые зоны. Необходимы новые объекты медицины".

Депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев: "Принятие решения о строительстве не было обеспечено должным информированием населения. На общественных слушаниях не было представлено никакой проектно-сметной документации - только красивые картинки. Для того чтобы начать осуществлять столь крупномасштабный проект, надо определить его место на генеральном плане города".

Генеральный директор компании "Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург" Игорь Глухов: "Отсутствие береговой инфраструктуры - одна из серьезнейших проблем, тормозящих развитие туризма в Петербурге. Организацией маршрутов в Петербург интересуются около десятка иностранных круизных и паромных операторов, но Петербург пока тянется в хвосте балтийских портов по паромно-линейному сообщению".

Юлия Догадина

Депутаты борются с коррупционными дырами В Законодательном собрании рассматривают законопроект с "миной" замедленного действия  »
Юридические статьи »
Читайте также