Бюджетные сороковины Городской парламент прочитал главный финансовый документ 2005 года

Вчера депутаты Законодательного собрания утвердили в первом чтении проект закона о бюджете на 2005 год. В отличие от главных финансовых документов предыдущих лет бюджет-2005 не вызвал публичной критики со стороны парламентариев.

Подход парламентариев к проекту бюджета на следующий год, пожалуй, точнее всех выразил вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков, заявивший с трибуны, что депутаты ознакомились с ним "с чувством глубокого удовлетворения". Эта фольклорная фраза середины 80-х годов вполне характеризует атмосферу всеобщей благожелательности, царившей вчера в зале заседаний Мариинского дворца.

Для официального представления бюджета-2005 в ЗакС вместе с губернатором Валентиной Матвиенко прибыл почти весь состав смольнинских управленцев первого звена. Под их внимательными взорами Валентина Матвиенко доложила об экономических успехах городского правительства в текущем году и определила приоритеты на следующий. В числе таковых губернатор огласила возведение домов для расселения аварийного жилья и дорожное строительство, модернизацию инженерной инфраструктуры и повышение доходов горожан как в бюджетной сфере, так и в негосударственном секторе экономики. По словам губернатора, "бюджет сконцентрирован на задачах, затрагивающих каждого жителя. Он нацелен на решение проблем, которые копились годами". Естественно, бюджет был назван и "социально-направленным".

Выступавшие вслед за губернатором депутаты придерживались предложенной ею текстовой конструкции. Практически все занесли в актив бюджету на 2005 год расселение аварийного жилья ("наконец-то увеличены капитальные расходы"), дорожное строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры ("теперь мы можем говорить о бюджете развития") и сохранение социальной направленности ("все так или иначе взятые на себя обязательства соблюдаются"). Бюджетный дефицит, наличие которого в прежние годы смущало законодателей, признан "управляемым".

С отрицательным отзывом о финансовом детище губернаторской команды выступил лишь депутат Сергей Андреев. По его мнению, проект бюджета противоречит федеральному законодательству, поскольку в законе отсутствует экономическая структура (подробная роспись направлений расходования средств). Кроме того, в бюджете не отражены доходы от оплаты коммунальных услуг, которые, по словам господина Андреева, "пойдут на счета 50 государственных монстров" (депутат имел в виду жилищные службы, превращающиеся в рамках реформы ЖКХ в акционерные общества). Посему проект требуется отклонить.

Отвечая на крамольные высказывания депутата Андреева, Валентина Матвиенко повысила голос: "Мы болеем за ЖКХ так же, как и вы, поэтому хватит дурачить народ болтовней и общими разговорами. Если у вас есть более гениальные предложения по реформе, выскажите их, мы открыты".

Контрольно-счетная палата, обычно требовавшая глобального увеличения доходов городской казны, на сей раз предъявила лишь технические претензии. Ведь объем бюджета и так вырос - даже по сравнению с планировавшимися в начале этого года показателями. Такой рост, как пояснил уже после голосования финансовый вице-губернатор Михаил Осеевский, есть "результат не только использования административного ресурса, но и тех процессов, которые идут в экономике города".

Господин Осеевский совместно с председателем бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимиром Баркановым разъяснил также, как учитывались предложения законодателей к бюджету. В прежние годы они вносились "коллективной поправкой" - каждый депутат распределял определенную сумму средств на нужды своего округа (в прошлом году - около 40 млн. рублей).

В этом году решения о том, какие из депутатских проектов будут учтены в бюджете, принимались на этапе его формирования. Кроме того, подавались предложения от фракций, условно обозначенные как "политические наказы" (например, от "Партии жизни"-повышение финансирования физкультурных программ).

То есть объем распределяемой каждым парламентарием суммы зависит теперь исключительно от личных лоббистских возможностей, а также от политической принадлежности к фракции. Поэтому, по словам господина Барканова, "бюджет не торгуется, не выклянчивается депутатами". Результатом применения новой схемы стало благополучное утверждение проекта-2005 в первом чтении 40 голосами "за".

Татьяна Горячева

Первое чтение бюджета-2005 прошло по-деловому  »
Юридические статьи »
Читайте также