"Петербургу нужна градостроительная дисциплина!" Александр Викторов

На вопрос: "Насколько зависимы градостроители Петербурга от фактора очевидной экономической эффективности тех Или иных разработок?" - председатель городского Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов отвечает прямо: "В достаточно большой степени". Отсюда дилемма: как сделать Санкт-Петербург не только краше, но и не испортить того, что уже есть? Современные здания из стекла и бетона в исторической части города (как, например, торговый центр на Сенной) не добавляют Питеру красоты, не говоря уже про обезличенные городские окраины. И громкие городские проекты порой больше пугают, чем обнадеживают горожан. Что думает по этому поводу главный архитектор Петербурга, поведал он сам в интервью "Тайному советнику".

- Александр Павлович, что можете сделать вы, как главный архитектор города, для возрождения ансамблевой архитектурной застройки хотя бы в зонах нового строительства? Например, Поклонная гора у метро "Озерки" - место, практически созданное для полноценной ансамблевой застройки, которое могло быть своеобразной градостроительной доминантой, обезличено домами различной архитектуры и сомнительной выразительности. Вместо ансамбля на знаковом месте построены гипермаркет и "Макдоналдс".

- Тяжелый случай... Рынок вносит свои коррективы. Раньше вся ансамблевость строилась на жесткой дисциплине. Карл Иванович запроектировал ансамбль улицы Зодчего Росси, но не успел завершить работу, поэтому ансамбль сломался на доме N 11 по площади Островского. Дальше пошли более поздние постройки - модерн, 60-е годы нашего века. Конечно, это уже не полный ансамбль.

Сегодня все гораздо сложнее. Трудно угадать развитие и потребность застройки конкретных участков. Мы можем создать в какой-то въездной зоне объемный архитектурный ансамбль, а потом упорно искать, чем его заполнить. Будут приходить разные инвесторы, предъявлять разные требования... Значит, в знаковых местах следует вести такую политику - разработан проект застройки, и тот, кто вписывается в его требования, тот и будет здесь работать. Что сейчас делается для этого? Мы заставляем, и даже в какой-то степени насильно, застройщиков, купивших или получивших права на застройку отдельных участков в квартале, делать единый проект застройки (как, например, на Выборгском шоссе).

- Каким образом проявляется это "насилие" в отношении застройщиков?

- Необходима жесткая градостроительная дисциплина.

Сложно отслеживать, когда сегодня на объекте один инвестор, а послезавтра уже другой. Недавно мы разговаривали с инвестором въездного участка в южном направлении, где изначально предполагалось строительство крупного объекта. Но денег у инвестора оказалось мало. Поэтому договорились так - они делают объект, закладывая туда конструктивные возможности по усилению конструкции для того, чтобы в будущем была возможность его надстроить. Мы вынуждены считаться с такими вещами. Да, я могу сказать: "Нет денег? Идите ищите!" Но есть уже постановление правительства, и участок юридически закреплен за определенным инвестором. Хотя в идеале хотелось бы выполнения градостроительной дисциплины в полном объеме.

Можно держать важный участок, пока не придет серьезный инвестор. Но не всегда это получается. Нас справедливо обвинят в том, что мы не удовлетворяем потребности в участках, не даем построить нужный объект для горожан. Поэтому ансамбль, конечно, вещь хорошая, но она требует понимания ситуации.

- У вас поменялось отношение к проекту "Балтийской жемчужины" после того, как вы побывали в Шанхае?

- "Балтийская жемчужина" еще не имеет проекта застройки. Есть проект планировки, который делался в этих стенах, поэтому отношение к нему у меня никак не могло поменяться. Следующий этап - проект застройки. Если на этом этапе все будет правильно прорисовано - получится ансамбль. И останется только четко реализовать проект.

- С чем, по-вашему, связано негативное отношение общественности к "Балтийской жемчужине"?

- Негативного отношения уже нет, оно закончилось. Инициировал всю эту бузу спортивный клуб "Балтиец" - основной зачинщик протестов, но мы нашли компромиссное решение: новое место для размещения клуба предусмотрено. Вот с их подачи народ испугался появления в Петербурге чайнатауна. Говорить о том, что "Балтийская жемчужина" будет заселена китайскими гражданами, смешно. Шанхайская инвестиционная компания не повезет из Китая железобетон - значит, будут загружены наши заводы. Привлекать к строительству будут наши компании и наших строителей. Хотя для освоения такого объема (миллион с лишним квадратных метров), возможно, будут привлечены и китайские строители.

- Народ пугает не сама застройка, а последствия, которые она может вызвать, ведь по договору аренды территория переходит к китайцам на 49 лет.

- Как у любого инвестора. Но ведь есть и условия. Социальные объекты и улично-дорожная сеть будут переданы городу.

- На протяжении всей истории города особое внимание уделялось основным въездам в город. В XIX веке были построены триумфальные арки на Московском проспекте и проспекте Стачек, в советское время были сформированы южные ворота города на площади Победы. Как планируется оформить въезд в город с пяти федеральных автомобильных дорог?

- Тема серьезная. Формировать въезд нужно обязательно. Но проблема велика, ведь въезд в город - это все-таки окраина. А мы хотим заложить там мощную архитектуру, на что инвесторы вполне могут сказать: "Нам бы хотелось местечко в центре города - где-нибудь в районе Дворцовой площади, да побольше". В то же время может прийти команда инвесторов с каким-то складским комплексом. Но я могу сказать, что здесь встречается понимание со стороны заказчиков. Например, на въезде с Московской трассы собираются строить комплекс с гостиницами и с административными зданиями.

- На Комендантской площади формируется ансамбль из монолитно-кирпичных домов. Но к границе площади примыкают только что построенные панельные дома, а в центре начато строительство 25-этажной стеклянной башни. Смесь кирпича, панелей и стекла явно не сделает площадь красивой.

- Давайте так - мы говорим либо об ансамбле, либо о смеси. Смеси возможны разные, это дела вкуса. Кому-то нравится больше стекла, кому-то меньше. Ансамбль - это прежде всего стилистически единая градостроительная зона. Вот улица Зодчего Росси - ансамбль? Ансамбль.

- Самой красивой в Европе считается...

- Почему считается? Она таковой и является. Но есть ощущение, что она какая-то суховатая, да?

- Ну это дело вкуса!

- А вот когда американцы, снимавшие на ней "Анну Каренину", нагнали лошадей и карет, улица вдруг стала другой. Это сейчас она заставлена автомобилями, а проектировалась она совсем под другой масштаб.

- Какие самые удачные градостроительные решения, на ваш взгляд, воплощены в последнее время?

- Мне трудно ответить на этот вопрос. Экономика 90-х годов была в таком состоянии, что было не до ансамблей и порой не до градостроительства.

- Тогда поговорим о будущем. Суперпроекты - футбольный стадион на Крестовском острове, морской пассажирский терминал на Васильевском острове, "Балтийская жемчужина" - должны стать тем самым "идеальным решением" Петербурга?

- Я надеюсь на это. Хотя и здесь проблем достаточно. По морскому фасаду сейчас идет согласование ТЭО. Этот проект состоит из нескольких частей (будут построены причалы для паромов, круизных лайнеров, планируется создать общественно-деловую инфраструктуру и зоны жилого строительства), и сроки его реализации связаны в первую очередь с техническими возможностями, связанными со строительством причальной стенки и насыпными территориями.

- В какой стадии сейчас находится разработка генплана?

- До 15 июня он должен быть представлен на правительстве, затем он попадет к депутатам Заксобрания. С 1 января мы должны жить по новому документу. Но генплан - это не проект застройки квартала, это укрупненная стратегия развития города.

Проект застройки - это следующий этап. Оптимальный вариант, когда в квартал приходит один заказчик - тогда за ансамблевость можно быть спокойным. А вот когда заказчиков много, приходится работать с ними, мирить их меж собой. Вот у нас интересная ситуация на Дальневосточном проспекте сложилась. Квартал 9-а по улице Коллонтай был продан под жилье, и все дома повернули лицом к проспекту. И торговые центры, размещенные впереди, естественно, тоже встали лицом к Дальневосточному. Вот сейчас решаем проблему, как сформировать улицу между двумя линиями, смотрящими в одну сторону. Так что одно дело - определить в генплане функциональную задачу территории, и совсем другое - сформировать объемное решение этого пространства.

Каждый дом должен быть сделан для определенного места. Если его можно перенести, значит, это уже типовой проект. А у нас в городе все-таки должны преобладать проекты индивидуальные, авторские, эксклюзивные.

- Но мы пока видим обратное. Что или кто даст гарантию того, что в будущем подобного не произойдет?

- Заказчики разрозненны, каждый хватает по кусочку. Основная задача нашего комитета - контролировать процесс и направлять его в нужное русло. Генплан - это одна гарантия, проект застройки - другая. В свое время при выезде на Выборгское шоссе проектировалось серьезное высотное здание, а заказчики собрались строить магазин, который по определению не может быть высотой в 25 этажей! Значит, надо четко формулировать задачу: нельзя отдавать участок под застройку, которая не сформирует градостроительную среду.

- Александр Павлович, почему всего этого не было раньше? Как мы жили-то без градостроительной дисциплины?

- В сумбурную эпоху мы вообще много без чего жили. А между прочим, петербургской градостроительной дисциплине приезжали когда-то учиться французские градостроители перед тем, как начать реконструкцию города Парижа. Так что поживем - увидим.

Фото Валентина ИЛЮШИНА

ВОПРОСЫ "НЕВАСТРОЙКИ"

- Расскажите, где в ближайшие 10 лет будет вестись основное жилищное строительство?

- К основным зонам нового многоквартирного строительства относятся следующие территории: Северная долина, жилой район "Конная Лахта", Северо-Приморский район севернее железной дороги, район Каменки, Новое Колпино, жилой район "Ручьи", Юго-Западная Приморская часть, южная планировочная зона Пушкина. Новое строительство размещается также на рекультивируемых территориях бывших золоотвалов и свалок севернее улицы Коллонтай и в районе улицы Блюхера. Локальные площадки малоэтажного строительства резервируются в Курортном районе, в Петродворце, Ломоносове и в Колпинском административном районе. Генеральный план предусматривает значительное освоение территорий под малоэтажное строительство, которое в основном развернется на следующих основных площадках: район Горская - Александровская, Пушкинская восточная зона, Пулковская - Александровская, восточная Павловская зона.

- В дореволюционное время подавляющее большинство домов в историческом центре имело различные украшения - часы, светильники, скамьи, фонтаны, изгороди и прочее. Считаете ли вы нужным возрождать эти малые архитектурные формы?

- Мы это делаем. Существуют соответствующие программы: и по скамейкам, и по урнам. На улице Блохина в рамках программы по безопасности навесили чугунные ворота во все дворы. Многие люди сами в частном порядке инициируют подобные вещи. Если человек радеет за интересы города и у него к тому же есть деньги, почему бы ему не заняться подобным благоустройством?

- Скоро начнется возведение 2-й сцены Мариинского театра. Как вы считаете, стоит ли городу в ближайшие лет пять начать строительство станции метро "Театральная", которая не только будет обслуживать посетителей театра, но и разгрузит станцию "Сенная площадь"?

- Я согласен, но все упирается в финансирование. При первой же возможности новая станция будет включена в проект.

СПРАВКА "ТС"

Новая градостроительная идеология

"Мы должны понимать, что генеральный план Санкт-Петербурга - это не инструмент для удовлетворения частных запросов и пожеланий каждого жителя, чье мнение, как правило, не выходит за пределы микрорайона, в котором он живет, - говорят архитекторы, разработчики генерального плана. - В поисках зерна истины мы не имеем права распыляться на частности, поскольку в таком случае просто ничего не сможем разместить в городе - ни новых стадионов, ни театров, ни современных жилых районов - у любого градостроительного преобразования найдутся свои противники".

Жилье. Общий объем жилого фонда, составляющий сейчас 96,8 миллиона квадратных метров, к 2015 году возрастет до 129 миллионов квадратных метров. В 2025 году общий объем жилого фонда должен составить 165 миллионов квадратных метров.

Промышленность. Основные предложения по выводу промышленности и коммунально-складских объектов из центра остались неизменными - освобождение Петровского острова, северного берега Малой Невы в районе Уральской улицы, берегов Большой Невки от Большой Невы до Кантемировского моста. Это касается Выборгской, Пироговской и Петроградской набережных, берегов малых рек - Карповки и Ждановки, зоны Обводного канала, а также зоны пробивки Измайловского проспекта и района Московской товарной станции.

Внешний транспорт. Зоны, где прежде не предусматривалось градостроительной активности, - вокруг аэропорта "Пулково", в районе Кольцевой автодороги, вдоль Западного скоростного диаметра, в зоне между Витебской и Московской железными дорогами - становятся зонами интенсивного освоения территории. Возникнет новый скоростной вход в город со стороны Москвы. Немаловажная роль отводится созданию намывных территорий в районе Канонерского, Крестовского и Васильевского островов. Территория Морского порта превращается в огромный современный комплекс, который является не только зоной перевалки грузов, но и мощной промышленной системой (зоны Ломоносова, юго-запада, Белоострова).

Городской транспорт. В городе появится 41,5 километра новых подземных путей. Эта солидная цифра складывается из строительства Фрунзенского радиуса метро от станции "Московские ворота" до улицы Маршала Казакова, Приморского радиуса метро от станции "Старая деревня" до магистрали N 30, участка кольцевой линии метро от станции "Выборгская" до станции "Василеостровская" и участка от станции метро "Сенная" до Театральной площади. Будут построены и сданы в эксплуатацию станция "Адмиралтейская", а также дополнительные наклонные ходы и вестибюли на станциях "Балтийская", "Василеостровская", "Спортивная", "Петроградская", "Выборгская" и "Сенная". Появится новый вид пассажирского транспорта - надземный экспресс. Протяженность его маршрутов составит 19,2 километра. Предполагаемые трассы - проспект Ветеранов от улицы Пионерстроя до станции метро "Проспект Ветеранов", Дачный проспект, Дунайский проспект до станции метро "Обухове".

Экология. До 2015 года предусматривается общее увеличение, озелененных территорий города в полтора раза. Территории зеленых насаждений общего пользования увеличатся до 12,8 квадратного метра на человека в центральных районах и до 16 квадратных метров на человека в периферийных.

Застройщики оттирают муниципалов Слушаниям вводят ценз оседлости  »
Юридические статьи »
Читайте также