Из грязи в... яхт-клубы должен перебазироваться малый флот, чтобы сохранить право на жизнь

«Генеральный план Санкт-Петербурга — крест на развитии массового водного туризма, спорта, отдыха и абсолютное игнорирование интересов граждан?» — под таким воистину драматичным лозунгом прошла пресс-конференция, организованная руководителями общественных организаций и чиновниками, курирующими маломерный флот нашего города.

По их заявлениям, новый Ген-план (как раз сейчас проходит его общественное обсуждение) ликвидирует все природные гавани — места стоянок малого флота и сами эти стоянки. Безобразие, не правда ли? Морскую столицу лишают выходов к морю, жители города в большинстве своем не видели в жизни паруса и никогда под ним не ходили.

Ближайших наших морских соседей — Таллин и Хельсинки — каждый год посещают не меньше 50 — 70 тысяч частных иностранных судов, которые относятся к маломерному флоту, наш же город — не более 60. Более того, стоянки и яхт-клубы не имеют перспектив развития, постепенно деградируют и в ближайшем будущем могут быть ликвидированы, так как в новом Генеральном плане города для них вообще не выделено мест.

Неужели все так мрачно? И кто виноват в бедах малого флота — только новый Генплан?

На первый взгляд может показаться, что в Петербурге частные суда являются редкостью. На самом деле их более 29 тысяч, причем количество ежегодно увеличивается примерно на 2 тысячи. По словам Константина Пашинского, начальника ГИМСа — Государственной инспекции по маломерным судам Петербурга, в частном владении находятся самые разнообразные суда — от надувных лодок и недорогих катеров до парусных или парусно-моторных яхт, которые могут выходить в океан (зарегистрировано 1356 таких судов). Около 1000 катеров можно назвать элитными.

Так что маломерный флот не только не умирает, а даже численно растет, благо в городе не так уж мало мест для его стоянок. Но большинство из них напоминает не зарубежные яхт-клубы, а какие-то преддверия корабельных кладбищ: заброшенные гаражи, ржавые полузатонувшие суда, беспорядочное нагромождение лодок на обнесенном колючей проволокой берегу. Те же участники пресс-конференции с пафосом говорили, что все 24 городские стоянки малых судов и 5 яхт-клубов не соответствуют требованиям, принятым в европейских странах.

Но вернемся к Генплану, который, как уверяют общественники, губит будущее морской столицы. Можно ли упрекнуть его авторов в том, что они на месте нынешних «корабельных трущоб», отнюдь не украшающих береговую черту, рисуют жилые дома и набережные? Напротив, это яхтсменов-общественников можно было бы спросить: а почему стоянки флота, за сохранение которого вы так ратуете, больше похожи на свалки?

На этот вопрос у них давно готов ответ: потому что им не дают берег в долгосрочную аренду. Депутат городского ЗакСа член морского совета Санкт-Петербурга Вадим Лопатников заявил, что правительство должно внести коррективы в Генеральный план, подсчитать потенциальную выгоду от развития маломерного флота, определить места для размещения баз, разрешить передать землю для яхт-клубов и стоянок маломерных судов в аренду сроком на 49 лет. Только тогда найдутся инвесторы, которые вложат деньги в строительство современных баз. А президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир Логинов посетовал, что городское правительство практически не оказывает финансовую поддержку яхтингу.

В итоге разговор активистов маломерного флота с городом идет по кругу: яхтсмены говорят, что не могут обустроить свои стоянки, потому что им не дают долгосрочную аренду, а городские власти резонно отвечают: почему это мы должны еще 49 лет любоваться на ваши свалки? Не могли за последние 30 лет навести порядок — себя и вините.

Есть в этом противостоянии и негласный коммерческий подтекст. Понятно, что береговая зона — самая престижная и дорогая земля в городе. Так что получить ее в долгосрочную аренду руководству стоянок было бы куда как выгодно, ведь на своей территории можно на законных основаниях — в плане развития сервиса — поставить и рестораны, и гостиницы, и те же казино. К слову, клуб «Балтиец», который развернул общегородскую борьбу за спасение своей стоянки от китайских строителей (речь идет о проекте «Балтийская жемчужина»), требовал от города за согласие на переезд... 30 миллионов долларов. Так что не только за спасение флота бьются общественники.

Но не в их конъюнктурных требованиях дело. Они могут быть сколько угодно неправыми, но городу действительно необходимы стоянки маломерного флота. Не сейчас, так через десять лет ситуация изменится: будет больше денег, вырастет культура, вырастет интерес к яхтингу, но стоянок-то уже не будет. Все уйдет под застройку.

Есть ли выход из этой тупиковой, на первый взгляд, ситуации? Есть, хотя найден он отнюдь не штатными защитниками малого флота. Несколько лет назад частные судовладельцы, в основном жители Васильевского острова, организовали некоммерческую организацию «Центр маломерного флота» (ЦМФ). По словам ее директора Кирилла Самойловича, ЦМФ объединяет более 1000 владельцев самых разнообразных судов из различных районов города. Это люди, которые давно уже поняли, что город не будет долго терпеть «шанхаи» на береговой черте, но и денег на их обустройство не даст. Поэтому ЦМФ нацелился на строительство яхт-клуба, такого же, как у наших зарубежных соседей, причем не элитного, а общедоступного.

Конечно, пришлось доказывать необходимость такого проекта, а главное — искать инвесторов. Но у администрации города идея строительства яхт-клубов почти сразу же получила поддержку. Чиновники мно-гочисленных организаций, в которых согласовывался проект, не чинили никаких препятствий. Администрация Василеостровского района и лично ее глава Александр Исаев старались ускорить его продвижение. Несколько раз на советах по малому бизнесу в Смольном специалисты ЦМФ делали доклады о перспективах развития маломерного флота и доказывали выгоду для города от проекта. По словам К. Самойловича, одобрение и поддержка получены «на самом верху». Более того, дано разрешение на создание новых клубов по такому же образцу: с привлечением инвесторов, строительством по современному проекту и доступностью для рядовых судовладельцев.

Первый яхт-клуб нового типа может появиться через год- полтора. Его строительство нач-нется в середине мая в конце Наличной улицы на Васильевском острове рядом с причалами СЗП на месте лодочной базы «Ленинградец», которая существует уже более 30 лет. Проект разработан в комитете по градостроительству и архитектуре и прошел все необходимые согласования.

Без особых проволочек был решен вопрос с арендой земли. Предполагается построить стоянки и причалы на 300 мест: 200 будут открытыми, а 100 — гаражного типа. Часть их будет продана в собственность или сдана в аренду, другая станет обслуживать приходящие малые суда любых типов — от океанских яхт до «моторок». На территории клуба разместится гостиница на 40 мест с рестораном и спорткомплексом, а также клубное здание. Полная стоимость объекта составляет порядка 2 миллионов долларов.

На первый взгляд, сумма для некоммерческой организации огромная. Но, по расчетам, объект окупится за 5 — 7 лет. Часть денег поступит сразу от прямой продажи гаражей — уже сейчас желающих их приобрести в 2 раза больше, чем запроектировано. Другая часть прибыли будет поступать от сдачи мест в аренду. Причем цены будут доступны для владельцев «Казанок», «Прогрессов» и других относительно дешевых судов. Еще один источник доходов — плата за швартовку к причалам морских туристов — гостей города.

Понятно, что всю проблему парковки малых судов один яхт-клуб не решит. Но на его примере может быть отработана система. Руководители ЦМФ считают первый яхт-клуб своеобразным опытным образцом — другие будет строить несравненно легче. Уже сейчас по распоряжению губернатора создана межведомственная группа из специалистов КЭРППиТ и транзитно-транспортного комитета, которая разрабатывает целевую программу развития маломерного флота нашего города.

Правда, об этой работе участники пресс-конференции почему-то не упоминали. Они ругали городские власти, требовали земли и денег. Но одну серьезную проблему активисты все же поставили: в Генплане мест под судовые стоянки действительно практически нет.

Возможно, в Генплан нужно внести коррективы и дать какую-либо временную отсрочку яхтсменам, поставив условие: или решайте вопросы с реконструкцией, составляйте бизнес- планы, ищите инвесторов, или будете ликвидированы. Бюрократических препятствий не будет, пример ЦМФ — тому подтверждение. Организации, желающие вложить в такие яхт- клубы деньги, наверняка найдутся: эта ниша бизнеса, приносящая большие прибыли в других странах, пока не занята.

Игорь Курныгин

В нашу гавань не заходят корабли  »
Юридические статьи »
Читайте также