Вето ждали два года. Осталось дождаться демонополизации жилкомхоза

Уникальная история приключилась с ныне актуальным как никогда законопроектом "О привлечении организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере содержания жилищного фонда Санкт-Петербурга, к исполнению функций заказчика при проведении капитального ремонта и обслуживании жилищного фонда Санкт-Петербурга". Депутат Сергей Андреев разработал этот нормативно-правовой акт еще в 2001 году. Сначала законопроект был провален, но со второго захода благополучно прошел три чтения и в июле 2002 года отправлен на подпись в Смольный. Однако депутаты так и дождались от Владимира Яковлева ни визы, ни вето. Отрицательный ответ был дан лишь в июле с. г. Валентиной Матвиенко.

Законопроект депутата Андреева побуждает городские власти не словом, а делом поспособствовать переводу питерского жилкомхоза на рыночные рельсы. В частности, предусматривается определение на конкурсной основе организаций (в том числе и частных), которые имеют право быть заказчиками работ по капитальному ремонту и текущему обслуживанию жилья. Или, как образно выразился г-н Андреев, устраивается конкурс заказчиков, а не подрядчиков. Пока обе эти функции в домах государственного жилищного фонда выполняют официальные структуры. Со своими обязанностями они справляются из рук вон плохо, но не только не думают отказываться от монополизма, а еще и постоянно требуют "освоения" все новых бюджетных средств.

В свое время парламентские противники этого законопроекта не смогли привести сколько-нибудь веских контраргументов. Они лишь ссылались на нежелание "бросить город в новые реформы" да советовали автору сначала апробировать схему со свободным рынком заказчиков в сфере ЖКХ на территории своего округа. Владимир Яковлев и вовсе не снизошел до содержательной дискуссии. Отказ скрепить законопроект своей подписью он объяснил тем, что при рассмотрении этого документа якобы были нарушены нормы депутатского регламента...

Правосудие оказалось справедливым, но не скорым. Сначала неправоту тогдашнего губернатора признал Уставный суд, затем разбирательство было продолжено в суде общей юрисдикции. В мае прошлого года Смольнинский федеральный суд постановил, что законопроект был принят по всем правилам. Тем временем город вступил в полосу организационных перемен: перешел на другую работу Яковлев, вскоре ушел и временно подменявший его Александр Беглов, затем настала череда различных выборов. В итоге о законопроекте, который позволил бы реально демонополизировать питерский жилкомхоз, вспомнили лишь после повышения квартплаты. Губернаторское вето последовало 1 июля, а сам документ был возвращен в Мариинский дворец уже по окончании парламентской сессии. Так общими усилиями городские власти установили печальный рекорд: законопроект был заветирован почти через 2 года после принятия, хотя по закону на эту процедуру отводится не более двух недель...

Свое решение Валентина Матвиенко объяснила тем, что привлечение заказчиков при обслуживании и капремонте государственного жилищного фонда города "может осуществляться исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством и законом "О заказе Санкт-Петербурга". В частности, путем передачи им части функций заказчика "в порядке и на условиях, определяемых правительством Санкт-Петербурга". С такой правовой трактовкой архиактуальной проблемы категорически не согласно юридическое управление ЗакСа. Дело в том, что так называемые "специальные нормы" (в нашем случае - процедура определения заказчиков в сфере ЖКХ) более позднего по времени закона имеют приоритет над нормами "общего характера" ранее принятого нормативно-правового акта. Иными словами, ссылка на закон о городском заказе, принятый еще в 1999 году, некорректна.

По некоторым данным, в ведомстве вице-губернатора Олега Виролайнена сейчас готовится альтернативный законопроект о процедуре определения заказчиков. Непонятно только, почему нельзя было позаботиться об этом раньше и чем не устраивает Смольный схема, предложенная депутатом Андреевым. Согласно его законопроекту, после победы в конкурсе заказчики на договорной основе финансируются из городского бюджета, но в течение трех месяцев должны определить подрядчиков. Все предельно четко и ясно.

К сожалению, развязка в этой истории отложена до осени. Нет никакой уверенности в том, что финал окажется счастливым. Слишком уж влиятельные силы заинтересованы в сохранении своего привилегированного положения в сфере ЖКХ.

Михаил Кореневский

Налоговое резюме Совет Федерации направил фискальные законы в Кремль  »
Юридические статьи »
Читайте также