Налоговое резюме Совет Федерации направил фискальные законы в Кремль

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил ряд налоговых законов из фискального пакета правительства. Тем не менее за кадром осталось еще много документов из правительственного пакета. На Краснопресненской набережной надеются, что над большей частью из них законодатели будут работать в конце июля, когда они соберутся на внеочередную сессию. Но обо всем по порядку.

Итак, новые правила игры появятся при уплате водного налога. Закон устанавливает фиксированные ставки. Также законодатели проголосовали за повышение налогообложения нефтяной отрасли под предлогом того, что сегодня на мировых нефтяных рынках установились рекордные цены и, таким образом, можно изымать сверхприбыль у российских нефтяников. Не пришли к конечному решению законодатели по вопросу о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Замминистра финансов Сергей Шаталов пообещал выработать механизм дифференциации НДПИ в отношении нефти только в следующем году. Хотя проблему эту, напомним, пытаются решить не первый год. По мнению С.Шаталова, трудности с принятием закона по НДПИ заключаются в том, что "компании работают в абсолютно различных условиях. У некоторых из них месторождения будут истощены, где-то могут быть различные транспортные издержки". В течение года над этой проблемой работала специальная рабочая группа, которая пыталась выработать методику дифференциации НДПИ на нефть, однако решения найти пока не удалось.

Помимо этого, на стол президента в ближайшее время лягут и поправки в Налоговый кодекс, которые должны разграничить налоговую нагрузку, а вернее, доходы между бюджетами трех уровней. В результате на федеральном уровне останутся 10 налогов, что означает,что федеральным законом устанавливаются ставки налогов, налоговая база и основные льготы. Регионы получат два налога: налог на имущество предприятий и на игорный бизнес, местные и поселковые власти - земельный налог, налог на имущество физлиц, транспортный налог и торговый сбор. При этом такие налоги, как подоходный, налог на прибыль предприятий и акцизы, будут в основном поступать в местные бюджеты.

Большое значение, считают в Совете Федерации, имеет снижение ставки единого социального налога с 35,6 процента до 26 процентов. Как заявил С.Шаталов, резкое снижение ЕСН станет "побудительным мотивом для вывода из нелегальной сферы зарплат, около 35 процентов которых по-прежнему находится в тени". В соответствии с текстом законопроекта ставка снижается до 26 процентов с расширением диапазона применения этой ставки до 280 тысяч рублей годового дохода на одного работника, при этом вместо 4-ступенчатой будет введена 3-ступенчатая шкала.Отметим при этом, что от снижения ставки ЕСН бюджет потеряет около 216 миллиардов рублей. Часть этих потерь, пояснил С.Шаталов, будет компенсирована за счет дополнительного роста поступлений от легализации зарплат - около 30 миллиардов рублей. С тем чтобы компенсировать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, которые финансируются за счет поступлений от ЕСН, планируется направить из федерального бюджета 2005 года 81 миллиард рублей Фонду социального страхования. Одновременно с этим на работодателей ляжет обязанность оплачивать первые три дня больничного лица из своего кармана.

Что касается налога на имущество физлиц, то взимать его по-новому начнут только в 2006 году. Изменения, которые произойдут с этим налогом, предполагают, что его налоговая база будет строиться на основе, связанной с рыночными ценами на жилье и другое имущество. В течение следующего года должна быть разработана и внедрена система массовой оценки жилья и другого имущества для целей налогообложения.

Осенью депутатам предстоит рассмотреть и ноу-хау, предложенное минфином, а именно нулевой вариант налогообложения при реорганизации компаний. Речь идет о поправках в главу 25 Налогового кодекса. Об этом документе мало говорят, пояснил С.Шаталов, но он очень важен для бизнеса. Суть его заключается в том, что появится возможность урегулировать в налоговом законодательстве вопросы, "связанные со слияниями, разделениями и другими реорганизациями компаний". Нельзя не отметить тот факт, что не только в мире, но и у нас рынок слияний и поглощений достаточно мощный, а законодательство по налогам от него отстает. "Мы предлагаем нулевой вариант, то есть сама процедура реорганизации не приводит к налогообложению реорганизуемой компании", - сказал С.Шаталов.

Сама же налоговая реформа должна завершиться в течение ближайших двух лет. В правительстве довольны теми темпами, которыми она идет, и уже через два года в России появится предсказуемая и стабильная структура налогов. Однако процесс этот, считает С.Шаталов, достаточно длительный и "безусловно будет совершенствоваться", и, естественно, будет происходить уточнение налогового законодательства. При этом следует отметить, что если налоговая нагрузка на бизнес до проведения налоговой реформы составляла около 35 процентов ВВП, то к настоящему времени она снизилась до 31,5 процента от ВВП.

К слову

В 2006 году число налогов сократится до 15. Напомним, что к моменту начала проведения налоговой реформы их было 52. С 2006 года минфин предлагает снизить ставку НДС до 16 процентов. В настоящее время ставка составляет 18 процентов наряду с действующей льготной в 10 процентов. При этом предполагается решить проблему ускоренного возврата НДС при капитальном строительстве, а также решить проблему упрощения взимания НДС экспортерам. С 2005 года повысится налог на дивиденды с 6 до 9 процентов. Помимо этого минфин намерен внести поправки в первую часть Налогового кодекса, минимизирующие использование налоговой оптимизации, так как в налоговом законодательстве осталось много белых пятен.

Комментарий

За январь - июнь т.г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило всего налогов и сборов (включая платежи в государственные внебюджетные фонды) 2051,8 миллиарда рублей, или на 19,7 процента больше, чем за январь - июнь 2003 года.

Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 1488,7 млрд. рублей, что на 17,9% больше, чем в январе - июне 2003 года. Из общей суммы поступлений в федеральный бюджет перечислено 47,1% и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 52,9 процента. Структурный состав налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета выглядит следующим образом. Так, большая часть налоговых поступлений в январе - июне т.г., как и прежде, обеспечена поступлениями НДС (47,8 процента), платежей за пользование природными ресурсами (27,6 процента), налога на прибыль организаций (13,7 процента), акцизов (9,8 процента).

В консолидированный бюджет Российской Федерации за 6 месяцев т.г. поступило акцизов по сводной группе подакцизных товаров на сумму 129,2 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет - 68,8 миллиарда рублей, что соответственно на 28 процентов и 49 процентов ниже, чем в январе - июне 2003 года.

Кроме того, поступления платежей в государственные внебюджетные фонды (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) за январь - июнь т.г. составили 563,1 миллиарда рублей, в том числе в Фонд социального страхования - 58,3 миллиарда рублей, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,4 миллиарда рублей, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 53,6 миллиарда рублей. Поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) составили 447,8 миллиарда рублей. Департамент анализа и планирования налоговых поступлений.

Андрей Ерохин

Путь к недрам иностранцам будет закрыт?  »
Юридические статьи »
Читайте также