Таможне прописали либерализм

В пятницу, 18 апреля, Государственная дума приняла во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса. Как утверждают представители бизнеса и таможни, теперь они будут играть по совершенно новым, либеральным правилам.

По большому счету, судьба нового Таможенного кодекса была предрешена еще до его рассмотрения во втором чтении: и власть, и бизнес не скрывали, что им удалось согласовать практически все спорные моменты. Единственный нерешенный вопрос о судьбе толлинга согласовали буквально в последний момент -- была достигнута договоренность, что продукты переработки при вывозе из России не будут облагаться таможенными пошлинами.

Как уже сообщал "ДП", профильный комитет по бюджету и налогам Госдумы рекомендовал депутатам принять кодекс во втором чтении. Действительность даже превзошла ожидания: кодекс был принят в считанные минуты, и против проголосовал лишь один депутат.

Как уверяют разработчики документа, одно из главных достоинств кодекса -- то, что он является документом максимально прямого действия. "Нам удалось добиться того, что "отсылочность" кодекса сократилась практически в 10 раз", -- заявил корреспонденту "ДП" генеральный директор ЗАО "Северсталь-групп", руководитель рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО Алексей Мордашов.

Кроме того, по мнению экспертов, кодекс имеет ряд других достоинств. Например, по сравнению с предыдущим вариантом закона, с 10 дней до 3 сокращается срок таможенного оформления, срок рассмотрения таможней запроса о предоставлении информации установлен в 10 дней, в то время как раньше он был "бессрочным". Новым кодексом не предусматривается лицензирование околотаможенной деятельности; оборудование, которое приобретено в лизинг, будет ввозиться в Россию без уплаты пошлин.

"Участники ВЭД получат возможность подавать документы в электронном виде и использовать возможность предварительного декларирования. Тем не менее нельзя сказать, что кодекс идеальный. Реализация ряда его либеральных положений будет зависеть от правоприменительной практики", -- коментирует Алексей Мордашов.

Теория и практика

Как считает ведущий специалист по ВЭД ООО "СТМ" Валерий Глыздов, норма о том, что импортеры и экспортеры будут сами выбирать склад временного хранения и место таможенного оформления, позволит минимизировать коррупцию. "Не дело чиновника определять, через какую границу везти груз и через какую таможню. Такие вопросы должна регулировать конъюнктура рынка", -- говорит он.

"Намерения у разработчиков кодекса самые благие, вопрос в том, как все эти предложения будут реализовываться на практике. Безусловно, если все эти положения будут четко соблюдаться, то это очень существенно облегчит жизнь участникам ВЭД. Но пока не ясно, как ГТК собирается бороться с недостоверным декларированием при таком либеральном кодексе. Разумнее было бы снизить таможенные пошлины: это бы привело к тому, что участники ВЭД начали бы оформляться "вчистую", тем более при таком, повторюсь, либеральном кодексе", -- говорит заместитель директора ЗАО "Таможенный компьютерный сервис" Виктор Макеров. С этим согласен Валерий Глыздов: по его словам, большое значение имеют правоприменительная практика и человеческий фактор.

Владимир Лавицкий

Таможня страхует свободу торговли  »
Юридические статьи »
Читайте также