В таможенный кодекс добавили здравого смысла Его новая редакция - компромисс между интересами бизнеса и власти

После более чем двухлетней работы над правительственным вариантом нового Таможенного кодекса законопроект, наконец, из подкомитета перейдет на рассмотрение в Комитет Госдумы по бюджету и налогам. По словам одного из главных идеологов усовершенствованного проекта, заместителя председателя комитета Валерия Драганова, новый документ будет более прозрачным и, что главное, законом прямого действия.

Напомним, что сейчас законопроект готовится лишь ко второму чтению, и за время долгого блуждания по думским кабинетам он претерпел значительные изменения. В работе над проектом кодекса участвовали как таможенники, так и представители бизнеса. В нынешнем варианте заложен поистине революционный принцип: государственное таможенное администрирование должно не регулировать, а лишь контролировать систему экспорта-импорта. И, как отмечает Валерий Драганов, либерализация и дебюрократизация таможенного законодательства будут способствовать улучшению взаимоотношений между властью и бизнесом.

Законодатели намерены построить кодекс по принципу международной унификации. Его нормы должны быть прозрачными, одинаково трактоваться как властью, так и бизнесом. Чтобы суд мог опираться только на закон, а не на многочисленные ведомственные инструкции, которые запутывают законодательство и подчас создают неравные условия для конкуренции на рынке. По мнению В. Драганова, действующая система таможенного администрирования не способствует развитию внешней торговли и порождает нелегальный товарооборот, который, по разным оценкам, составляет от 7 до 10 миллиардов долларов в год.

Нынешний вариант законопроекта - это своего рода компромисс между правительственным видением нового кодекса и позицией бизнес-сообщества. Среди основных новаций проекта Таможенного кодекса - отмена лицензирования околотаможенной инфраструктуры: магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения, таможенных брокеров. Экспортеры-импортеры получат возможность самостоятельно выбирать склады и поверенных лиц, представляющих их интересы в таможенных органах. Это позволит создать здоровую конкурентную среду на рынке таможенных услуг. Отмену лицензирования магазинов беспошлинной торговли законодатели объясняют тем, что так называемые "дьюти фри" постоянно находятся под таможенным контролем, а структуры, которым они принадлежат, и без того получают все необходимые разрешения на торговую деятельность.

В проекте также прописан механизм контроля за таможенной стоимостью. Сегодня сложилась абсурдная ситуация, когда предприниматель вынужден искусственно завышать стоимость перевозимого товара, так как в противном случае таможенники могут обвинить его в обмане. И законодатели, и представители бизнеса считают, что критерием определения таможенной стоимости должна быть реальная, контрактная цена, а не стоимость, определенная ГТК.

В законопроекте заложено изменение положения о внутреннем таможенном транзите при экспорте. Если документ будет принят в нынешнем виде, то экспортерам не придется оформлять так называемые документы внутреннего таможенного транзита. Также предлагается сократить срок таможенного оформления товаров с 10 до трех дней. Все эти меры направлены на ускорение товарооборота.

Еще один вопрос, который депутаты хотели включить в новый кодекс, касается таможенных тарифов. Однако Правительство с этим не согласно. По-видимому, в сфере таможенно-тарифного регулирования будет принят отдельный закон.

По мнению экспертов, для стимулирования экспорта нужно отменить экспортные пошлины. В первую очередь это касается товаров с высокой степенью переработки. С этой целью в бюджете 2003 года уже заложена приличная сумма. Однако полностью отказываться от экспортных пошлин государство не собирается, эта мера не затронет сырьевые ресурсы. По некоторым данным, при отмене пошлин на экспорт всех товаров за исключением нефти российская казна рискует потерять около 50 миллиардов рублей.

Особое внимание законодатели уделяют анализу кодекса с точки зрения возможностей для злоупотреблений со стороны бизнесменов и чиновников. Валерий Драганов по крайней мере с 90-процентной уверенностью заявляет, что документ не оставляет лазеек для нарушителей.

Если депутаты успеют принять новый Таможенный кодекс в весеннюю сессию, то он может вступить в силу уже с 1 января будущего года (около полугода понадобится для приведения в соответствие таможенного законодательства).

По прогнозам В. Драганова, реформирование всей таможенной системы займет около трех лет. Принятие кодекса станет первым этапом. На втором этапе будет изменен таможенный тариф, а на третьем, скорее всего, самом тяжелом, - реформирована система администрирования в таможенной сфере.

Елена Голякова

Кстати

Как сообщает Прайм-ТАСС, товарооборот России со странами дальнего зарубежья в прошлом году составил 126 миллиардов долларов, что на 8,5 процента больше по сравнению с 2001 годом. В том числе экспорт в эти страны сложился в размере 90,2 миллиарда долларов (рост на 5,6 процента), импорт - 35,8 миллиарда долларов (рост на 16,6 процента). Было экспортировано 154,7 миллиона тонн нефти, что почти на 10 процентов выше уровня 2001 года. Начавшаяся в середине текущего года тенденция роста экспорта черных металлов сохранилась в течение второго полугодия. Экспорт цветных металлов, напротив, имеет ярко выраженную тенденцию снижения. Сократился экспорт меди - на 14 процентов, алюминия - на 11,3 процента. Цены на медь и алюминий снизились соответственно на 6,4 и 11,8 процента. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в истекшем году увеличился по сравнению с 2001 годом на 18,2 процента. Основное место в импорте из стран дальнего зарубежья в 2002 году занимали машины и оборудование. По сравнению с предыдущим годом стоимостной объем закупок машиностроительной продукции возрос на 21,4 процента.

Начинается новая битва за таможенный кодекс  »
Юридические статьи »
Читайте также