Начинается новая битва за таможенный кодекс

Граница стремится к простоте. По крайней мере, таковы декларации авторов нового варианта Таможенного Кодекса. После трех лет работы над этим документом Госдума начинает его обсуждение. В понедельник в главный таможенный документ, по которому будут жить все импортеры и экспортеры, были внесены новые поправки. Они еще радикальнее, чем то, что до сих пор предлагало правительство и депутаты. Бизнесменам предстоит очередное развлечение - наблюдать за баталиями, которые наверняка случатся в Госдуме.

Таможенный кодекс обсуждается в Государственной Думе с 1999 года. После первого чтения нашлось много желающих исправить документ на свой лад. Свои поправки в проект кодекса депутат и экс-глава ГТК Валерий Драганов, который настаивал на том, что он лучше других знает проблемы таможни. От имени бизнеса кодекс правил Российский союз промышленников и предпринимателей. А государственное мнение выражали Минэкономразвития и ГТК.

В понедельник Валерий Драганов рассказал о том, что Дума намерена лоббировать максимально удобные для участников внешнеэкономической деятельности поправки. Не факт, что они будут одобрены всеми принимающими кодекс сторонами. "Вряд ли будет что-то похожее на бой Шандыбина и Федулова, но обуждение будет жарким", - сказал Драганов.

Например, сегодня таможенники оформляют товар за 10 дней. В новом кодексе правительство предлагает сократить этот срок до 3 суток. Депутаты же считают, что суток будет достаточно. В таможне это предложение поддерживают. Татьяна Клочкова, замначальника Управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК считает, что таможенное оформление товаров можно произвести и за несколько часов, но сейчас эта система действует только для некоторых импортеров автомобилей и бытовой техники.

Кроме этого, бюджетный комитет предлагает полностью отменить лицензирование околотаможенной инфраструктуры - складов временного хранения, таможенных брокеров. А бизнесменам разрешить самим выбирать склады и поверенные лица, которые могли бы общаться с таможней от лица предпринимателя. Обосновывается это тем, что лицензии ГТК выдает по собственному усмотрению, что лишает рынок конкуренции. Сами брокеры с отменой лицензирования не согласны. "Для участников рынка лицензированный брокер - гарантия надежности работы", - считает и.о. генерального директора Ассоциации таможенных брокеров Игорь Орленко.

Депутаты хотят прописать в кодексе и механизм контроля за таможенной стоимостью. Сегодня для сверки реальной и декларируемой стоимости товара таможня использует собственные прайс-листы. Если указанная импортерами стоимость оказывается ниже, таможенники подозревают бизнесмена в обмане. Обман имеет место не всегда - часто партия товара за границей закупается действительно по низкой цене. ГТК эту ситуацию предлагает разрешить так: в доказательство невысокой стоимости фирма-производитель предоставляет таможне собственный прайс-лист, заверенный печатями и подписями руководства компании.

По мнению Валерия Драганова, сейчас "создается абсурдная ситуация, в которой бизнесменам проще завысить стоимость товара для того, чтобы им верили на таможне". С этим согласен и глава рабочей группы РСПП по реформе таможенной политики Алексей Мордашов: "Критерием определения таможенной стоимости должна быть контрактная, а не определяемая ГТК стоимость товара".

В Таможенный кодекс депутаты предлагали включить и раздел о тарифах. В правительстве с этим пока не согласны - скорее всего, закон о тарифе будет принят отдельно. Уже известно, что одним из его пунктов будет отмена части экспортных пошлин - возможно, с 2004 года. По словам Татьяны Клочковой, планируется отменить экспортные пошлины на товары с высокой степенью переработки. В бюджете 2003 года, по ее словам, уже предусмотрено уменьшение доходной части от экспортных пошлин более чем на $200 млн. Эксперт Экономической экспертной группы Оксана Дынникова считает, что отмена экспортных пошлин на несырьевые товары - мера справедливая. Их доля в общем объеме экспорта мала - около 10%.

Эксперт Центра развития Валерий Миронов считает, что идти на полную либерализацию экспорта не стоит: "Доходы от экспортной пошлины в 2002 году составили $6 млрд или 8,5% доходов бюджета страны. Из них $1,7 млрд или 2,4% бюжетных сборов выпало на долю ненефтяного экспорта. При возможной отмене экспортных пошлин на все товары, за исключением нефти, страна потеряет около 2,5% бюджетных доходов или примерно 50 млрд рублей".

Что новый Таможенный кодекс нам готовит

Отмена лицензирования околотаможенной инфраструктуры (склады временного хранения, брокерские услуги); сокращение срока оформления товаров; подача таможенных деклараций в электронном виде; "зеленый коридор" для добросовестных импортеров; контроль за товарами после выпуска в свободное обращение

Екатерина Выхухолева, Мария Селиванова

Кодексу обещают либерализацию  »
Юридические статьи »
Читайте также