Кодекс чести контрабандиста И таможенника

Новый таможенный кодекс Российской Федерации вступит в силу не ранее 2004 года. Об этом сообщил начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Владимир Вьюнов.

Владимир Вьюнов также отметил, что по решению Госдумы кодекс будет именно таким, каким его хочет видеть Государственный таможенный комитет. Он заменит тысячи нормативных актов, действующих сейчас, и станет, таким образом, документом прямого действия. При создании кодекса учтут опыт стран — членов Всемирной торговой организации. Но доработка и окончательное утверждение потребуют времени, поэтому кодекс выйдет только в 2004 году.

А пока СЗТУ пытается справляться с проблемами в рабочем порядке. Больше всего таможенников беспокоит ситуация с контрабандой и внутренней коррупцией. Здесь, как признался Владимир Вьюнов, лидирует Балтийская таможня. «ДП» не раз писала о связанных с ней громких скандалах — отстранении высоких чинов, введении процедур дополнительного досмотра, экспериментах с рентгеновским оборудованием (пока неудачные) и многом другом. Около 100 контейнеров с контрабандным товаром стоят на складах временного хранения в ожидании своей участи. В ближайшее время, увы, не предвидится существенного сокращения объемов «серых» грузов. Господин Вьюнов подчеркнул, что изобретательность нарушителей растет с каждым годом.

Мечта нарушителя

Балтийская таможня обслуживает в основном Морской порт Санкт-Петербург. Оборудование и личный состав позволяют обработать большинство ввозимых контейнеров. Может быть, именно поэтому контрабанду в порту обнаруживают чаще, чем в других местах. А вот железная дорога для таможенников — постоянная головная боль. В Петербурге действует лишь один таможенный пост на ЖД. И тот оборудован, мягко говоря, не по последнему слову техники: даже подъемного крана нет. Поэтому если участник внешнеэкономической деятельности хочет избежать досмотра, он устанавливает на платформу два контейнера «лоб в лоб», закрывая, таким образом, доступ к их содержимому. Добросовестный таможенник, конечно, отправит подозрительный вагон на другую таможню, а нерадивый может махнуть рукой, так как обязательный досмотр не прописан в законодательстве.

С введением нового таможенного кодекса сохранятся так называемые белые списки, в которые входят участники ВЭД, зарекомендовавшие себя как обязательные плательщики. К ним досмотр практически не применяется. Верят на слово. Сегодня в СЗФО зарегистрировано 58 таких компаний, еще 10 войдут в списки до пятого февраля.

Всемирная торговая организация изменит правила игры на российской таможне  »
Юридические статьи »
Читайте также