Всемирная торговая организация изменит правила игры на российской таможне

Россию можно назвать не только страной рискованного земледелия, но и страной рискованного таможенного законодательства. Условия ведения бизнеса постоянно меняются, а таможенные правила по скорости изменений можно сравнить лишь с налоговым законодательством.

Из факторов, влияющих на транспортировку при международных перевозках, шесть из 10 опрошенных руководителей петербургских предприятий на первое место ставят несовершенство таможенного законодательства. Ситуацию может исправить лишь стандартизация и унификация процедур таможенной очистки, а также четкая организация таможенных и разрешительных служб.

Закон что дышло

Сегодня в России отношения, так или иначе связанные с таможенными тарифами, регулируются несколькими десятками законов. Кроме того, существует более 4 тысяч подзаконных актов, порой противоречащих друг другу, что заставляет участников внешнеэкономической деятельности оформлять бесчисленное количество разных документов. Естественно, что консолидированный единый закон будет громадным шагом вперед.

Ныне действующий Таможенный кодекс был издан в 1993 году; сейчас он во многом устарел и требует переработки. Более 2 лет назад проект нового Таможенного кодекса был принят депутатами Госдумы РФ в первом чтении. В ноябре 2001 года проект кодекса, с учетом предложенных правительством поправок, поступил в Госдуму для подготовки к рассмотрению во втором чтении.

Существует еще один вариант Таможенного кодекса, который разработал депутат Госдумы Валерий Драганов. Как отмечают в ГТК, проекты этих документов имеют принципиальные различия. Так, в правительственном варианте Таможенного кодекса на первое место ставятся вопросы обеспечения экономической безопасности государства. В варианте, который был предложен Драгановым, на первое место ставится свобода торговли.

Нужда заставит

Есть шанс, что таможенная политика России будет пересмотрена в связи с планируемым присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Правила этой организации предусматривают приведение национального законодательства к нормам ВТО.

Рассмотрение в Госдуме поправок к новому Таможенному кодексу запланировано на октябрь 2002 года. Принятие кодекса во многом снимет проблемы по присоединению России к ВТО.

Позицию российского бизнеса в отношении нового Таможенного кодекса вырабатывает рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО и таможенной политике. В группу входят представители ключевых отраслей (агропромышленного комплекса, банковского и страхового секторов, нефтяной, металлургической, автомобилестроительной, машиностроительной и других отраслей), заинтересованных ведомств (ГТК, МЭРТ, Госстандарт), депутаты Госдумы, ученые и независимые эксперты. Выработанные предложения будут направлены на то, чтобы новый кодекс способствовал внешнеторговой деятельности России и ее отдельных предприятий.

Возглавляет рабочую группу председатель совета директоров ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов. По его мнению, большой проблемой для российского бизнеса является бессрочность проведения ряда таможенных процедур, что приводит к простою товара на таможне. Для промышленных предприятий это подчас осложняет работу сразу в двух направлениях. "Им приходится "пересекать границу" не только при отправке своей продукции, но и при ввозе импортного оборудования, сырья, материалов", – говорит Алексей Мордашов.

Вода камень точит

Понемногу и чиновники Государственного таможенного комитета приходят к мысли о необходимости пересмотра таможенной политики России. Так, ГТК подготовил предложения по существенному сокращению сроков таможенного оформления товаров при пересечении российской границы. Как сообщил заместитель председателя ГТК Юрий Азаров на форуме "Россия в ВТО: интересы, перспективы, последствия", предложения по либерализации российского таможенного законодательства содержатся в правительственном варианте Таможенного кодекса.

"Если пока таможенное оформление происходит в течение 10 дней, то вскоре этот срок можно будет сократить до 3 дней", – сообщил Юрий Азаров. Он заявил также, что ГТК предлагает ввести в таможенную практику принцип управления рисками, в соответствии с которым компания – участник внешнеэкономической деятельности оформляет таможенную декларацию, перевозя товар через границу без задержек на таможенных терминалах, и только затем проходит процедуру окончательного таможенного оформления грузов. "Таможня не должна быть впереди: должно идти движение товаров, а за ним – таможня", – подчеркнул чиновник. Мысль о том, что внешнеэкономическое таможенное законодательство должно развиваться в сторону уведомительного, а не разрешительного характера, для представителей ГТК можно считать революционной. Заместитель председателя ГТК сообщил, что из законодательства планируется устранить пошлину в размере 0,15% от стоимости товара за услуги таможенного оформления, а "брать сборы по себестоимости таможенных услуг". Он также отметил, что в проекте кодекса будут более четко прописаны условия перемещения через границу "товаров интеллектуальной собственности"; кроме того, целая глава посвящена движению автотранспорта через границу.

Федор Шумилов

Таможенный кодекс планируют поправить в октябре  »
Юридические статьи »
Читайте также