Негосударственные фонды дождались своего часа Теперь россияне смогут доверять им заботу о своей пенсии

14 января "Российская газета" опубликовала Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Этот документ по сути завершает законодательное оформление структуры пенсионной реформы, вернее, ее рыночной составляющей.

В условиях пенсионной реформы страна живет уже год. Суть ее - в постепенном переходе от чисто распределительных принципов выплат трудовых пенсий к накопительным элементам. С 2002 года из отчислений, направляемых в Пенсионный фонд РФ, от двух до шести процентов (в зависимости от возраста застрахованного) направлялись на особые накопительные счета. Иными словами, до 20 процентов от перечисленных средств в отличие от распределительной системы, когда пенсии выплачиваются с колес за счет новых взносов, могут работать на свободном рынке, увеличивая пенсию граждан.

В прошлом году государство само позаботилось обо всех, кому выпала честь стать участником накопительной системы (это те, кому до пенсии оставалось не менее 10 лет). В 2002 году, по сообщению главы ПФ РФ М. Зурабова, при инвестировании средств в инструменты фиксированной доходности на накопительные счета граждан может быть перечислен доход в размере 17 процентов годовых. Если учесть, что инфляция, по данным Госкомстата, в прошлом году составила 15,1 процента, цифра пенсионных накоплений, выглядит не так уж плохо. Во всяком случае деньги по меньшей мере не обесценились.

Вместе с тем очевидно, что простая сохранность средств не является целью пенсионной реформы - ради чего городить огород, если деньги приращиваются лишь номинально? В этой связи апологеты большей рыночности пенсионного устройства призывали ускорить реформирование системы, включить в этот процесс управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Вот почему принятие в прошлом году федеральных законов "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и нынешние дополнения в Закон "О негосударственных пенсионных фондах" расцениваются многими аналитиками как подтверждение воли государства начать действительное реформирование отечественной пенсионной системы. Ведь по сути гражданам страны дано право выбора - полностью ли доверить заботу о своей пенсии государству либо разделить ответственность за обеспеченную старость с рыночными институтами.

До 1 июля текущего года граждане России, имеющие право на участие в накопительной системе (а это, напомню, мужчины до 50 лет и женщины до 45 лет на момент начала реформы), должны получить письма из ПФ РФ с информацией о текущем состоянии накопительного счета. В письме также должна находиться форма заявления на выбор управляющей компании, отобранной по результатам специального конкурса. В свою очередь до 1 июля 2004 года россияне должны получить информацию о состоянии счета и право размещать свои пенсионные накопления и через НПФ, соответствующие критериям, обозначенным в изменениях Закона "О НПФ"

Среди требований, прописанных в законе, - не менее чем двухлетний опыт работы на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, одновременное ведение не менее 5 тысяч именных пенсионных счетов, а с июля 2009 года - не менее 20 тысяч; величина денежной оценки имущества с 1 января 2005 года, когда пенсионные накопления и начнут поступать на счета НПФ, - не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов, а также отсутствие актуарного дефицита и фактов приостановления лицензии в течение последних двух лет своей деятельности. Эти требования резко ограничивают возможности ныне действующих НПФ участвовать в накопительной системе, так как, по оценкам инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ, на 1 января текущего года им отвечали лишь 11 из почти трехсот ныне действующих НПФ.

Нынешний год станет весьма важным для движения НПФ, так как определит реальные отношения фондов с их учредителями и, возможно, в ряде случаев приведет к смене учредителей, к приходу людей, способных в отличие от бывших хозяев внести совокупный вклад в необходимом объеме. Оживление на рынке НПФ ощущалось уже в прошлом году, когда более 20 НПФ перекупались различными структурами, имеющими свои виды на этот бизнес. Аналогичная ситуация, впрочем, наблюдалась и среди управляющих компаний. Некоторые из них в спешном порядке получали лицензию либо меняли учредителей, а подчас и названия.

Несмотря на определенные трудности, пенсионное сообщество восприняло изменения в Федеральный закон "О НПФ" как свою победу. Несомненно, это может придать фондам второе дыхание, ускорив их интеграцию и расширив участие в построении региональных пенсионных систем. Можно ожидать, что местные администрации с интересом воспримут идею инвестирования части средств, собранных с будущих пенсионеров территории, в местные инвестиционные проекты и помогут НПФ найти солидных учредителей. Правда, НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования полностью стать инвестиционным источником для местных проектов невозможно. К размещению этими фондами накопительной части пенсий государство предъявляет особо жесткие требования. В частности, они должны размещаться через управляющую компанию с соблюдением нормативов, практически не дающих НПФ играть деньгами по своему усмотрению. Тем не менее инвестиции в муниципальные ценные бумаги в определенных пределах допускаются, и это то, что как раз и может стать стимулом для тесной привязки НПФ к региональным программам.

Однако участие в накопительном инвестировании обязательной части пенсионных накоплений не исключает для НПФ возможности работать на рынке добровольного пенсионного обеспечения. Во всяком случае ряд "корпоративных" фондов не будет "высовываться" из этой ниши. Единственное, что им предстоит сделать, - увеличить совокупный вклад учредителя на сумму не менее 30 миллионов рублей до 1 января 2005 года.

Итак, приобщение к пенсионным накоплениям рыночных институтов - управляющая компания и НПФ - законодательно оформлено. Тем не менее не утихают споры, насколько оправдан этот шаг. Наверное, твердолобых сторонников государственного патернализма смогут переубедить лишь практические результаты - когда их пенсия окажется меньше, чем у соседа, который воспользовался своим правом "окунуться в рынок". Отечественная статистика в силу отсутствия практики не может подтвердить или опровергнуть доводы любой из сторон. Есть только информация к размышлению. Так, доходность инвестиций НПФ, разместивших свои пенсионные резервы через управляющие компании, составила по итогам 2002 года в среднем 22 процента годовых, превысив ожидаемую доходность средств, размещенных ПФ России, на 5 процентов. Для одного года разница невелика. Но если эта тенденция сохранится на протяжении 15, а то и 30 лет, пока накапливаются сбережения, пенсии россиян, воспользовавшихся своим правом выбора, могут заметно отличаться от пенсий консерваторов.

Однако, зная наш менталитет, можно предположить, что вначале немногие воспользуются услугами альтернативной управляющей компании. Ведь свое заявление нужно лично отнести в территориальное представительство пенсионного фонда либо отправить письмом, заверив у нотариуса. Пока редкий россиянин знает адрес своего территориального отделения ПФ РФ, да и не исключено, что, даже придя по искомому адресу и увидев там очередь, он развернется и уйдет, плюнув на малопонятную пока накопительную систему.

Можно, конечно, в этом случае укорять человека в собственной безответственности, но куда справедливее предусмотреть, чтобы гражданину было комфортно, а не унизительно воспользоваться своим выбором. В противном случае пенсионная реформа может серьезно дискредитировать себя, едва начавшись.

Как бы то ни было, те, кто не захочет переводить свои средства в НПФ или частную управляющую компанию, смогут, по умолчании, воспользоваться услугами государственной управляющей компании, которая вскоре будет организована. А те, кто почувствует, что ему комфортнее в НПФ или УК, имеют право ежегодно менять свой выбор. Как, впрочем, и наоборот - почувствовав неудовлетворенность при размещении части накоплений через рыночную структуру, направить свои деньги обратно, в государственную. Во всяком случае каждому гражданину России дано реальное право не только задуматься о размере будущей пенсии, но и сделать практические шаги к ее увеличению.

Вадим Сосков

Более 150 негосударственных пенсионных фондов проигнорировали требования Инспекции НПФ  »
Юридические статьи »
Читайте также