Именем закона, предоставьте информацию!

Веяние времени

В России, будем надеяться, скоро наступит время, когда чиновнику придется отвечать на вопросы граждан о своей работе и о деятельности своего ведомства. Соответствующий законопроект уже поступил в Госдуму. А для сравнения мы рассказываем об опыте Мексики, где тоже почти 70 лет партия, имевшая монополию на власть, создавала информационный вакуум, однако недавно ситуацию удалось изменить к лучшему.

Российский проект

О праве на информацию достаточно внятно говорится в статьях 24, 29, 33 Конституции РФ. В то же время практически все сограждане имеют печальный опыт взаимодействия с различными инстанциями и хорошо знают, что процесс получения обычной справки зачастую превращается в вынужденный штурм чиновничьего бастиона. Порой приходится заранее настроиться на боевой лад и даже разработать специальный план для эффективного общения с должностным лицом.

С целью установления реальной информационной открытости в работе властей в Независимом институте выборов подготовлен проект федерального закона "О деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления". В нем закреплена обязанность должностных лиц по обеспечению информацией заинтересованных субъектов. Как физические, так и юридические лица должны иметь свободный доступ к информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы, полагают разработчики документа. Имеется в виду информация, создаваемая в процессе правотворческой деятельности и содержащаяся в нормативных правовых актах. Кроме того, это сведения о состоянии законности и правопорядка: поступающие в прокуратуру и суды жалобы, сведения статистического характера о соблюдении прав и свобод человека, социологические исследования об эффективности нормативных правовых актов. Более того, подлежит обнародованию информация о деятельности госорганов по исполнению нормативных предписаний.

В случае принятия предложенного проекта можно будет узнать много интересного о расследовании и раскрытии правонарушений, данные о судебном рассмотрении дел и вынесенных решениях. Авторы законопроекта призывают обязать власти сообщать обществу все сведения, которые помогут предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан. Людям должна быть предоставлена возможность присутствовать на открытых заседаниях, пользоваться библиотечными и архивными фондами официальной информации, знакомиться с деятельностью госструктур в Интернете.

В соответствующих органах должны быть созданы структурные подразделения или назначены ответственные лица. Чиновнику дается двухнедельный срок на подготовку ответа на запрос. Причем запрашивающий вовсе не обязан мотивировать свой вопрос. Предусматривается также возможность получения по телефону кратких бесплатных справок. Примечательно, что коммерческое распространение информации будет запрещено - сведения, затрагивающие права и свободы обратившегося гражданина, предоставляются бесплатно. За иные данные может взиматься плата, не превышающая расходов на почту и изготовление копий запрашиваемых документов.

Естественно, из всего потока выделяется секретная информация, составляющая гостайну и т.п. Здесь доступ будет ограничен. При этом в документе дается перечень сведений, вовсе не подлежащих засекречиванию. В то же время решение об отказе в предоставлении информации должно быть мотивировано и может быть обжаловано.

Между тем право на информацию, за некоторыми исключениями, наравне с гражданами РФ распространяется и на иностранцев и лиц без гражданства. Предлагается руководителей и должностных лиц, нарушающих порядок предоставления информации, привлекать к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Законопроект, получивший одобрение со стороны экспертов, будет представлен вниманию Госдумы на осенней сессии. Принятие такого закона, несомненно, станет способствовать "прозрачности" государственных институтов и преодолению привычной растерянности граждан, нуждающихся в информации, но не получающих ее из-за незнания своих же прав. Однако сложно будет быстро сформировать ситуацию, исключающую натянутость отношений между дающими и получающими информацию, пока у чиновника не появится стимул выполнять прямое предписание закона.

АРМЕН УРИХАНЯН

Мексиканский пример

В Мексике обнародован закон о транспарентости и доступе к информации, не имеющий, пожалуй, аналогов в латиноамериканских странах. Декрет обязывает государственных служащих предоставить любому обратившемуся с запросом гражданину положительный или мотивированно отрицательный ответ в течение 20 рабочих дней. Предполагается строгое наказание чиновников за умышленное сокрытие или уничтожение информации. Документ дает возможность любому гражданину отслеживать зарплату чиновников: от начальника департамента до президента, следить за исполнением бюджета, лицензионной деятельностью государства и другими параметрами работы государственной администрации.

Закон предусматривает отказ в случае, если обнародование той или иной информации может представлять угрозу для национальной безопасности или касается незавершенных судебных разбирательств. Одновременно период секретности для большей части информации определяется в 12 лет. Это гораздо меньше, чем во многих странах, где сроки длятся от 20 до 50 лет. "Вступление в действие закона закрывает один из источников коррупции, безнаказанности и неэффективности, становится важным шагом по осуществлению столь необходимых Мексике структурных преобразований", - подчеркнул президент Висенте Фокс.

Значимость указанного документа особенно зрима на фоне предшествующей эволюции Мексики. Здесь в течение 70 лет монополию на власть осуществляла Институционно-революционная партии (ИРП). Заметим, что она представляла собой своеобразный симбиоз партии и государства наподобие КПСС. Очевидно, что выборы 2000 года, состоявшиеся под занавес 20-го столетия, обозначили поворотный пункт и качественно иной этап в историческом развитии 90-миллионной страны.

Напомним, что тогда Фокс - выдвиженец Альянса за перемены, сформировавшегося вокруг партии "Национальное действие", одержал убедительную победу над основным соперником - Франсиско Лабастидой, претендентом от правящей ИРП. Фаворита гонки поддержали около 16 млн (42,5%), а его конкурента - 13,5 млн (36,1 %) избирателей. Разница почти в 2,5 млн голосов достаточно красноречива. Никто не осмелился оспорить результаты народного волеизъявления.

Справедливости ради следует отметить, что в предшествующие годы руководство ИРП немало сделало для демократизации политической жизни. Так, впервые действующий президент устранился от непосредственного участия в отборе преемника, отказавшись от привычного принципа "указующего перста", согласно которому вопрос решался по мановению дирижерской палочки.

Вступив в должность, Фокс твердо обещал направить страну в русло плюралистической многопартийной демократии. И вот теперь - шаг в указанном направлении. Разумеется, не все так просто, как на бумаге. Чиновники станут сопротивляться, саботировать, ставить палки в колеса, пытаясь выхолостить президентское постановление. Но процесс пошел. Реализация задуманного может привести к созданию принципиально иной модели взаимоотношений граждан и власти, стать ударом по бюрократии, имеющей во всех странах мира тенденцию к отчуждению от простых людей, которым она призвана служить. Контакты населения с властью способны повысить эффективность управленческой машины, сделать ее механизмы прозрачными, наладить обратную связь с общественностью.

В подтверждение того, что реформы осуществляются не на словах, а на деле, Фокс 18 июня распорядился рассекретить архивы, относящиеся к временам "грязной войны" с инакомыслием в 60-80-х годах. Речь идет о документах, связанных с расстрелом студенческой манифестации на столичной площади Тлателолко в октябре 1968-го, с деятельностью спецслужб против активистов молодежного движения, левых партий и организаций. Досье "политической полиции" за указанный период содержат 60 тыс. объемных дел, порядка 80-100 млн информационных карточек и справок о сотнях организаций, о 3 млн человек.

Особый интерес представляют материалы, содержащие подробности о легальной и нелегальной жизни в стране иностранных подданных, в частности группы кубинцев во главе с братьями Фиделем и Раулем Кастро, готовившими в 50-е свержение диктатуры Батисты.

Комментируя принятые решения, Фокс подчеркивал: "Мы оставляем позади авторитарные замашки прежних администраций". По его словам, примирение с прошлым должно стать результатом принципиального, скрупулезного изучения событий, информация о которых долго находилась за семью печатями.

* * *

Возникает естественный вопрос: когда Россия приблизится к принятию подобного рода законов? Эта тема крайне болезненна и одновременно весьма актуальна и для нашей страны, совершающей во многом сходный с Мексикой путь от правления одной-единственной партии к плюралистической многопартийной демократии, к строительству гражданского общества и правового государства. На это, в частности, прямо указывается в разделе "Приоритеты" веб-сайта президента Российской Федерации. Там недвусмысленно говорится о настоятельной "необходимости определиться с перечнем информации, которую госорганы обязаны сделать публично доступной. Это нужно для развития гражданского общества". И, добавим от себя, для ограничения всевластия и произвола чиновников.

Как видим, задача поставлена. Теперь остановка за малым. Надлежит провести через обе палаты парламента соответствующие законы и, что особенно важно для России, добиться их неукоснительного выполнения.

Эмиль Дабагян, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

Сельхозземли отдать строителям  »
Юридические статьи »
Читайте также