Цены ясны, откаты определены...

Экономические итоги развития Санкт-Петербурга в 2004 году подводит кандидат экономических наук, руководитель исследовательского отдела Леонтьевского Центра Нина Одинг.

- Если сравнить конкретные показатели хозяйственного развития города в 2003 и 2004 годах, можно ли выделить какие-то новые тенденции?

- Окончательных цифр пока нет, поэтому можно говорить лишь о самых общих, очевидных изменениях. Так, в 2004 году со стороны федерального центра на город начали воздействовать новые хозяйственно-политические факторы. С одной стороны, увеличился и продолжает расти оборонный заказ предприятиям тяжелой промышленности. С другой стороны, в Госдуме была принята серия "антипивных" законов, которые больно ударили по традиционному флагману петербургской индустрии - пивоварению. И статистика это показывает. Уже в ноябре в общем объеме промышленного производства доля тяжелой промышленности - машиностроения и металлообработки - превысила долю пищевой промышленности, до этого удерживавшей лидерство. Традиционное петербургское пивное производство снизилось на несколько процентов. И это впервые за много лет - при том, что доходы населения растут. Я думаю, что давление на эту отрасль, конечно, сказалось... Очевидно, в ближайшем будущем многие производители (и не только пива) будут испытывать определенные трудности, и каждый по-своему будет выходить из этой ситуации. Их стратегии теперь должны быть, скажем так, изощреннее.

Таким образом, тенденции в сфере промышленности выглядят противоречивыми. При этом одна из причин - политический фактор, не связанный напрямую с конъюнктурой свободного рынка.

- А как к выглядит ситуация в сфере услуг и в туристическом бизнесе?

- Здесь наблюдается некая инерция - шлейф трехсотлетия, когда город обратил на себя мировое внимание и поток туристов нарастал, причем за счет не только иностранцев, но и соотечественников. Ведь доходы российского населения все же растут, и люди путешествуют в Петербург - не самое далекое и тревожное место. Но одновременно явственно ощущается, что какой-то предел насыщения интереса туристов уже близок: соотношение в Петербурге критерия "цена - качество" по-прежнему очень неблагоприятно. Гостиницы дорогие, а сервис, конечно, должен еще очень сильно развиваться. К тому же для любого туриста самое главное - безопасность. У нас турист совершенно не защищен от вымогательств на улицах, неправомерных действий или бездействия правоохранительных органов. Негативную репутацию городу создают также участившиеся случаи проявления ксенофобии и расизма.

- Процент туристов в этом году увеличился или уменьшился?

- Полной статистики еще нет, а кроме того, на мой взгляд, она очень недостоверна. Как правило, в одну и ту же статистику попадают не только туристические, но и короткие промежуточные бизнес-поездки, рабочие командировки. Поэтому, когда озвучивается, например, цифра в 3,5 миллиона туристов, нужно понимать, что на самом деле это просто число людей, пересекших границу и, возможно, даже не задержавшихся в городе. Деловая и туристическая активность - это разные вещи. В среднем же с туристическими целями в Петербург въезжают в год около миллиона человек.

И здесь тоже имеет место некий политический, точнее, административный фактор, препятствующий нормальному развитию отрасли.

Этим летом у нас наладилось паромное сообщение. В город было более 200 судозаходов. Но, насколько мне известно, перевозчики пересматривают свои планы: слишком велики проблемы, связанные с таможней, со сходом на берег, с паспортным контролем и т.д. У нас сложные условия для круизного туризма, нет устоявшихся и долговременных контактов между городом и перевозчиками.

Причем речь идет не о каких-то особых преференциях крупным перевозчикам, а об элементарном облегчении административных препятствий! Кроме того, для Петербурга как для туристического и рекреационного центра, безусловно, важны и яхт-клубы, которые в последнее время испытывают сильное административное давление. Как, впрочем, и весь малый бизнес.

- В чем причина наступления петербургской администрации на этот сектор экономики и без того весьма далекий от процветания?

- Петербургской властью уже не раз заявлено - и чем дальше, тем, наверное, будет яснее, - что город взял курс и сформулировал свой приоритет: поддержка крупных инвесторов, крупного бизнеса, крупных проектов. А вся "мелочь" - постольку поскольку... Конечно, декларируется внимание ко всем, но в реальности развивать малый бизнес власть считает слишком хлопотным и не столь выгодным занятием. Это доказывают последние решения Смольного по ларькам и маршруткам.

Да, принимаются программы поддержки и развития малого бизнеса, проводятся форумы и пресс-конференции. Но судить власть нужно по ее делам, а не только по ее словам. Реальные же шаги городского правительства куда более конкретны и связаны с явным ограничением малого предпринимательства. Чиновники считают, что они лучше знают, что нужно для людей, для рынка и потребителей.

- Можно ли назвать хозяйственно-политический климат в городе стабильным?

- Он стабилен в том смысле, что есть действующий губернатор, и его в ближайшее время никто не снимет...

- Но этот "стабильный губернатор" может, в свою очередь, как угодно и сколько угодно перекраивать правила игры, по которым "играют" петербургские бизнесмены?

- Конечно, да! Однако следует учесть, что и население, и избранные им депутаты Законодательного собрания своими руками отдали все бразды правления городом исполнительной власти. Так что Смольный может теперь не утруждать себя согласованием собственных решений с населением или депутатами. Зачем правительству себя в чем-то ограничивать, если горожане сами избавили его практически от любого рода ограничений? Пока люди не поймут и не захотят сами отвечать за свою жизнь и не только тихо возмущаться, но и предпринимать какие-то маленькие политические шаги, то власть, конечно, может (например, под предлогом "привлечения инвестиций") построить элитный дом с автостоянкой у Русского музея, а потом и у Эрмитажа - почему бы и нет?

- Каков Ваш прогноз экономического развития Петербурга на ближайшие месяцы?

- Благодаря подарку в виде уничтожения праздника Конституции, в январе будет очень много нерабочих дней. Это неизбежно скажется на производительности и экономических итогах первого месяца, который и так-то всегда был довольно провальным. Кроме того, предвидится праздничный выезд петербуржцев за границу, где они и будут тратить свои накопления. Тем не менее, думаю, экономический и промышленный рост в Петербурге в следующем году продолжится. Может быть, удастся даже - хотя и не факт - переломить многолетнюю тенденцию катастрофического спада инвестиций. Но достичь этого если и возможно, то отнюдь не благодаря "инвестиционному климату", а благодаря нечеловеческим административным усилиям и личным договоренностям о переносе в Петербург филиалов и офисов различных государственных компаний. Или какие-то газовые, нефтяные компании вдруг начнут строить в городе стадионы и т.п. Вот такого рода "административные инвестиции", возможно, появятся в Петербурге в следующем году.

- Неужели Петербург так и не стал настолько инвестиционно привлекательным, чтобы для инвестиций в его экономику не требовались "добровольно-принудительные" меры?

- Практика показывает, что не стал! Более того, у нас слишком сложная административная среда, так что инвестиции по-прежнему уходят к более конкурентоспособным соседям, у которых больше свободных площадей, развита инфраструктура, а у чиновников - более благожелательный настрой. Я имею в виду прежде всего Ленинградскую и Новгородскую области.

- Зачем же администрация Петербурга душит курицу, которая несет золотые яйца?

- Видите ли, давление производится как бы с благими целями. Это бизнес считает, что идет давление, и то осознает это не сразу. По мысли же чиновников, идет процесс упорядочивания экономики, выработка какого-то "механизма". Наконец, существуют интересы крупного бизнеса, стремящегося не допустить на устоявшийся рынок конкурентов. И это тоже влияет - что уж винить одних чиновников, местный бизнес сам хорош!

- Вы имеете в виду его стремление к монопольно-картельному альянсу с чиновниками?

- Да, да! И эта застойная атмосфера, где все знают свои места, ходы и выходы, отнюдь не способствует притоку новых инвестиций. Однако кому-то подобный застой кажется образцом стабилизации. Полагаю, что многие представители нынешней хозяйственно-политической элиты города стихийно стремятся к восстановлению общей атмосферы 70-80-х годов, когда также царили монополизм (только государственный) и чиновничье усмотрение (только "плановое", а не рыночное). И сегодня многим искренне кажется, что лучше иметь одного крупного партнера (специфического, но предсказуемого), чем множество независимых, но "непонятных" структур. А теперь, когда за каждым проектом снова встает конкретный чиновник, вроде бы опять наступает "ясность".

Екатерина Семыкина

Иллюзорный образ жизни  »
Юридические статьи »
Читайте также