Самое главное - начали строиться заводы

Владимир Бланк, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли

- Владимир Викторович, если вернуться на год назад, что планировалось сделать в первую очередь?

- При планировании деятельности на год мы исходили из того, что главной нашей задачей является рост экономики. Была обозначена главная цель, которая носила в первую очередь политический характер, - удвоение регионального продукта. При этом предполагалось, что комитет в рамках деятельности правительства будет решать четыре основные задачи: стратегическое планирование, повышение доходов, оптимизация расходов, улучшение предпринимательского климата.

- Насколько успешно выполнялись в течение года поставленные задачи? Каковы результаты?

- С точки зрения стратегического планирования город принял 15 программ развития (начиная от энергетики и дорожной сети, заканчивая общественными туалетами), которые сегодня обеспечены на 2005 год бюджетными и внебюджетными средствами. Надо заметить, что такого рода работы не выполнялись в городе с середины 80-х годов. Была разработана и принята концепция государственного планирования, очень важной представляется тарифная политика.

Разработаны и в настоящее время находятся на согласовании у наших коллег по правительству стандарты качества жизни и программа социально-экономического развития на их основе. Те самые пресловутые европейские стандарты. Они же используются при государственном планировании и принятии решений. Задача следующего года - разрабатывать на их основе бюджет.

- А если говорить о повышении доходов?

- Эту задачу тоже удалось решить по некоторым показателям. Сбор акцизов на нефтепродукты составил более 1,5 млрд рублей (рост по сравнению с прошлым годом на 262 процента). Что касается акцизных сборов по алкоголю, то здесь ситуация двоякая: с одной стороны - двукратный рост по сравнению с 2003 годом (за 10 месяцев 2004 года было собрано почти 1,7 млрд рублей, а за весь прошлый год - 979 млн). Однако эта сумма меньше, чем заложено в бюджете. Тем не менее за счет мер, предпринятых правительством, удалось дополнительно мобилизовать более 500 млн рублей.

После установления нормативной платы за землю также удалось увеличить собираемость налогов, но более важное следствие - легализовать стоимость земли. За 8 месяцев 2004 года было собрано 2,263 млрд рублей, что в 2,5 раза больше средств, собранных в прошлом году.

Очень важная составляющая в налоговом вопросе - легализация заработной платы граждан. Эта мера не преследует напрямую фискальный эффект (тем не менее можно говорить об увеличении доходной части бюджета), но имеет серьезные социальные последствия.

- Как были оптимизированы расходы?

- Первое и самое крупное действие, предпринятое для решения этой задачи, - городской заказ. По состоянию на 16 декабря оборот по нему составил 1 475 сделок почти на 49 млрд рублей. Экономия от конкурсных процедур составила более 1,7 млрд рублей. В прошлом году эта цифра была в шесть раз меньше. Затраты города на реализацию этого проекта - 15 млн рублей, в том числе и на зарплату тем 27 гражданам, которые обеспечили эту экономию.

- Что было сделано для улучшения предпринимательского климата в городе?

- Первый идеологически важный вопрос - закон о налоговых льготах. Второй принципиальный момент - тарифная политика. Город принял на себя обязательства зафиксировать тарифы на год и установил твердые правила, как они могут меняться. Серьезная работа проведена над улучшением ситуации на земельном рынке. Была ликвидирована диспропорция между арендной платой и налогом. С 1 июля 2005 года - арендная плата примерно на 20 процентов будет выше налога. В три раза снижена выкупная стоимость земли. Принято постановление по развитию промышленных зон. В дальнейшем мы планируем существенно снизить стоимость земли, расположенной вне исторического центра.

Второй решенный вопрос - регламентация платы за технологическое подключение к сетям естественных монополистов. Сегодня установлена плата за подсоединение к сетям электроэнергии. В ближайшее время она будет принята по водо-, газо- и теплоснабжению.

- А были ли приняты какие-либо действия по созданию нормальных условий для малого бизнеса

- Прежде всего, это единый налог на вмененный доход. В настоящее время в малом бизнесе около 28-36 тыс. налогоплательщиков. В квартал мы собираем в среднем около 300 млн рублей. То есть средняя нагрузка на налогоплательщика - 10 тыс. рублей в квартал. Это не очень большие деньги. Поэтому можно говорить о существенном снижении налоговой нагрузки, которая обошлась городу приблизительно в 350 млн рублей.

- Каковы результаты развития промышленного потенциала Петербурга?

- Промышленность - градообразующий сектор экономики. В городе разработан план мероприятий по развитию промышленного потенциала. В рамках его реализации важное направление - содействие продвижению продукции на рынки сбыта. В этом году только с Октябрьской железной дорогой заключено договоров примерно на 1 млрд 300 млн рублей, что в 3,2 раза больше, чем за весь 2003 год. Такая же ситуация по нашим естественным монополистам - ГУП "ТЭК", "Водоканал", "Метрополитен".

Начато строительство нескольких новых заводов. Сейчас все усилия направлены на привлечение новых инвесторов в город, причем различий между российскими и иностранными инвесторами не делается. Городу присвоен рейтинг инвестиционной привлекательности, равный стране.

Что касается вложений в основной капитал, то он в 2004 году несколько снизился, но эту разницу составляют государственные вложения в 2003 году при подготовке к празднованию 300-летия Петербурга. Объем иностранных инвестиций за 9 месяцев вырос примерно на 30 процентов по сравнению с 2003 годом.

- Что самое главное, что произошло за этот год в экономике города? И есть ли негативные моменты?

- Самое главное - заводы начали строиться. Озабоченность же вызывает неурегулированность взаимодействий с Федерацией, "дырки" в федеральном законодательстве, которые невозможно закрыть на региональном уровне, отсутствие у центра реальной технической и промышленной политики.

- Каковы прогнозы и планы на будущее?

- Правительство не принимает программ только для того, чтобы их принимать. 2004 год в значительной степени ушел на формирование политики правительства, на изменение законодательства. Следующий год - самый интересный, так как перед нами стоит задача выполнить все, что придумано. Мы должны будем сосредоточиться на совершенствовании регионального земельного законодательства. Для нас очень важен переход на справедливую кадастровую оценку стоимости земли как основу для системы налогообложения. Ну, и конечно, в приоритете будет оставаться активная реализация программ развития инфраструктуры города, работа с инвесторами и привлечение их в город.

Сложилась очень благоприятная экономическая конъюнктура. При росте инфляции в 9-10 процентов доходы населения выросли почти на четверть, рост товарооборота розничной торговли составил 110 процентов, индекс промышленного производства за 11 месяцев составил 116 процентов, бюджет вырос на треть при сохранении налоговой нагрузки. Помимо внешних факторов можно отметить позитивное влияние политического фактора, во всяком случае, в инвестиционной сфере. В целом бизнес отреагировал на изменение политического курса. Но если на этот год инвестор дал нам аванс, то в следующем году он будет судить о наших действиях и политике по конкретным шагам.

Беседовала Юлия Догадина

Путь к очередным граблям  »
Юридические статьи »
Читайте также