Автомобилисты меняют монтировки и бейсбольные биты на полисы

Главный положительный момент введения Закона об обязательном страховании -- водители начали получать компенсации за разбитые машины

За 3 месяца, которые прошли с даты вступления в силу Закона об ОСАГО, продано 3,5 млн полисов обязательного автострахования. При этом в России зарегистрировано более 30 млн автовладельцев. Пришло время подводить первые итоги.

Результаты первых месяцев действия закона анализируют эксперты департамента макроэкономических исследований аудиторской фирмы "БДО Юникон Северо-Запад".

50 на 50

Согласно опросам, около 50% россиян застрахуют свою ответственность только в случае необходимости. Такая "необходимость" появляется согласно Закону при прохождении техосмотра, покупке и осуществлении регистрационных действий с автомобилем. В конце августа был введен запрет на въезд на территорию России машин без страховки. Под это ограничение попадают и россияне, возвращающиеся из-за рубежа на своих машинах.

С 1 января 2004 г. россиян начнут штрафовать за отсутствие полиса на сумму от 5 до 8 МРОТ, а автомобиль могут поставить на штрафстоянку.

Документы по списку

По состоянию на 16 сентября 2003 г. лицензии на ОСАГО имеют уже 146 страховых компаний, из них 15 из Петербурга. Даже учитывая филиалы крупных московских страховщиков, активных игроков на этом рынке на сегодняшний день в Петербурге около пяти.

Проблемы первых дней, связанные с большим наплывом страхователей, нехваткой полисов и наклеек, ошибками в оформлении и тарификации, остались позади. В целом технология заключения договора остается достаточно сложной.

Для определения размера страховой премии необходимо достаточно большое количество сведений, которые должен предоставить страхователь. В первую очередь вызывает вопросы мощность двигателя автомобиля, которая указана далеко не во всех паспортах транспортных средств. Не меньше вопросов возникает с правильной классификацией автомобилей, а также с понятием "маршрутное такси", которое в российском законодательстве не имеет однозначного толкования.

Попытки сэкономить на страховке, договорившись с агентом о незаконном снижении срока страхования или занижении тарификации, постепенно исчезают. Практически во всех страховых компаниях созданы службы контроля за деятельностью агентов, которые проверяют каждый заключенный договор.

Если в июле автовладелец мог позвонить в пять компаний и ему называли пять разных стоимостей страховки, то сейчас ситуация изменилась. Ошибок при тарификации уже практически нет, и цены во всех компаниях одинаковы. Возросла и скорость оформления документов и качество обслуживания.

В целом к документам по обязательной "автогражданке" надо относиться очень внимательно, ведь в случае чего штрафовать будут водителя, а не страховую компанию. К полису ОСАГО обязательно должен выдаваться специальный знак -- наклейка на лобовое стекло. Должны быть также выданы правила страхования, извещение о ДТП, инструкция по его заполнению и список представительств страховой компании во всех регионах РФ. При заключении договора ОСАГО страхователем заполняется заявление. Иногда заявление заполняют сами агенты или сотрудники страховых компаний, а клиент только расписывается, в таком случае обязательно изучите заявление, все ли в нем соответствует действительности.

Наша встреча была ошибкой

С юридической точки зрения до конца не решен вопрос о досрочном расторжении договора ОСАГО. Но если страхователь захочет расторгнуть договор сразу после прохождения техосмотра, то в любой страховой компании ему откажут, ссылаясь на разъяснения Российского союза автостраховщиков (РСА). Можно потребовать расторжения договора страхования с момента продажи автомобиля на основании правил и возврата неиспользованной части страховой премии. Однако при этом со страхователя будет удержано не менее 23% нагрузки.

Если водитель приобретает другой автомобиль, то он может распространить действие своего полиса на новую машину. Страховщик внесет изменения в полис на основании заявления. Можно также продать автомобиль вместе с полисом, оформив при этом необходимые документы. Правда, лучше предварительно согласовать действия со страховой компанией.

Лекарство от страха

Главный положительный момент введения Закона об обязательном страховании -- водители уже начали получать компенсации за разбитые машины.

Лидеры страхового рынка Петербурга предлагают своим застрахованным невиданный ранее сервис в случае ДТП. Все что нужно застрахованному водителю -- позвонить в страховую компанию, где его тут же проконсультируют по необходимым действиям, сами вызовут ГАИ и скорую помощь, а главное -- пришлют аварийного комиссара. Комиссар поможет правильно оформить все документы, произведет необходимые замеры и сфотографирует место ДТП. Опираясь на материалы, подготовленные комиссаром, защитить интересы застрахованного в суде значительно проще.

К сожалению, большинство водителей не поняли суть закона и продолжают считать, что по полису ОСАГО страхуется их собственный автомобиль. Поэтому, попадая в аварию, купившие полис водители обращаются в страховую компанию, требуют деньги на ремонт и только там узнают, что им-то как раз страховая компания не заплатит. Если авария произошла по вине водителя, то ремонт автомобиля потерпевшего оплачивает страховая компания. Максимальный размер выплаты для одной разбитой машины -- 120 тыс. рублей, а если повреждены несколько -- то 160 тыс. Если же при ДТП был нанесен вред здоровью человека, то пострадавшему будет выплачено денежное возмещение в пределах 160 тыс. рублей.

Если же полиса нет, придется выкладывать деньги из своего кармана. Но машину страхователя страховая фирма не восстанавливает, для этого есть другой вид страхования -- страхование автомобиля (КАСКО). Страхование КАСКО возможно только на добровольной основе, так как страховать собственное имущество человека никто заставить не может.

Стоит отметить безусловные плюсы обязательного страхования автогражданской ответственности по сравнению с добровольным страхованием этого риска. В соответствии с основными принципами ОСАГО при наличии у причинителя вреда полиса ОСАГО пострадавшему заплатят всегда. Правда, в некоторых случаях виновному отвечать все же придется.

Обратная тяга

Законом предусмотрен перечень случаев, когда страховая компания вправе предъявить регресс к застрахованному и потребовать возмещения ей уплаченных потерпевшим сумм. То есть в перечисленных случаях страховая компания сперва выплачивает компенсацию потерпевшим, а потом предъявляет виновнику требование о взыскании уплаченной суммы. Если не удается сразу решить этот вопрос, он решается через суд. Однако перечень этих случаев довольно краток. Нельзя пить за рулем, нельзя скрываться с места ДТП, нельзя передавать управление лицам, не указанным в полисе.

Это, разумеется, не означает, что обязательное страхование поощряет пьянство за рулем и прочие нарушения. Здесь как раз работает принцип гарантированного возмещения вреда пострадавшим. Им достаточно обратиться в страховую компанию виновника, а не бегать по судам. Тем более что в ряде случаев даже наличие судебного решения не гарантирует получения возмещения. Получить что-либо с владельца битых "Жигулей" с официальной зарплатой в 1000 рублей даже в судебном порядке весьма проблематично.

Таким образом, с позиции условий страхования правила ОСАГО значительно выгоднее и страхователю и пострадавшим, чем добровольное страхование. Правда, страховая премия безусловно мала, хотя в 95% случаев и ее будет достаточно для покрытия убытков.

В целом, если страхователь, потратив немного времени, выберет компанию, гарантированно предоставляющую дополнительные сервисные услуги, он приобретет по ОСАГО страховой продукт, качество которого гарантировано не только страховой компанией, но и государством.

Департамент макроэкономических исследований "БДО Юникон Северо-Запад"

Документы, необходимые для оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности

1. Паспорт или удостоверение личности страхователя;

2. Паспорт транспортного средства;

3. Доверенность, подтверждающая право владения этим транспортным средством;

4. Водительское удостоверение лица или лиц, допущенного или допущенных к управлению транспортным средством;

5. Документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством.

Ценные бумаги

Единственный документ, удостоверяющий факт обязательного страхования, -- это страховой полис установленного образца. Одновременно с ним страхователю выдается знак государственного образца, текст Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, перечень представительств страховой компании на территории РФ, два бланка-извещения о ДТП с инструкцией по заполнению и квитанция, подтверждающая оплату страховой премии.

Совет Федерации одобрил ряд международных соглашений об избежании двойного налогообложения.  »
Юридические статьи »
Читайте также