“Приоритет – рост капитальных расходов”

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Сегодня правительство планирует рассмотреть проект городского бюджета на 2005 г. Настроение его составителей можно назвать оптимистичным — они запланировали доходы в объеме 112 млрд руб., несмотря на потерю почти 9 млрд руб. из-за перераспределения налогов в пользу центра и монетизации льгот. Рост доходов в городской администрации связывают с развитием экономики и ростом налогов. В доходную часть включены и 6,8 млрд руб. средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский не исключает, что доходы будут больше запланированных. Одной из предпосылок для этого может стать приход в Петербург крупных компаний-налогоплательщиков, которым Смольный намерен создать благоприятные условия.

— Каковы параметры бюджета на 2005 г.? Чем он отличается от нынешнего?

— Мы будем предлагать Законодательному собранию утвердить бюджет на 2005 г. с доходами 112 164 млн руб. и расходами 120 823 млн руб. и, соответственно, с дефицитом 8659 млн руб. По сравнению с бюджетом 2004 г., доходы которого составляют около 87 млрд руб., параметры возрастают существенно.

— Из чего складываются доходы?

— Основная доходная статья — налоги, мы оцениваем ее на уровне 79,5 млрд руб. Это больше, чем мы закладывали в финансовый план весной, несмотря на то что в результате реформы межбюджетных отношений город теряет 1,5% налога на прибыль, налог на рекламу. Городская экономика развивается достаточно успешно, с января по август индекс промышленного производства составил 115%.

Больше всего доходов в следующем году нам принесут налог на доходы физических лиц (35,5 млрд руб.) и налог на прибыль (23 млрд руб.).

От акцизов на нефтепродукты, на алкогольные напитки и пиво мы ожидаем получить 8,5 млрд руб. Почти 7 млрд руб. составит налог на имущество. Это хороший налог. Несмотря на то что изменилась налоговая база (из нее ушли все оборотные активы, остались только основные средства), в этом году объем доходов по нему превышает наши лучшие ожидания.

Налогообложение малого бизнеса, в том числе с применением упрощенной системы и единого налога на вмененный доход, дает нам больше 2 млрд руб. Мы повышаем транспортный налог и налог на игорный бизнес — это еще 500 млн руб. к доходам текущего года.

Вторая по объему статья — неналоговые доходы (17,2 млрд руб.) — формируется в первую очередь за счет сдачи в аренду городского имущества. Еще 8,5 млрд руб. мы рассчитываем получить от реализации земли на аукционах.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составят 11,3 млрд руб. Тут есть одна тонкость, на которой я хотел бы остановиться особо. Она касается медицинских учреждений, которые финансируются из ФОМСа. В этом году мы должны завершить основную фазу перевода всех бюджетных, в том числе и медицинских, учреждений в казначейство. В соответствии с законодательством все доходы бюджетных учреждений подлежат зачислению в бюджет, а потом, естественно, тратятся на те цели, для которых эти учреждения созданы. Но они отражаются в доходах бюджета.

— В какой степени рост доходов обеспечен за счет “ноу-хау” с ФОМСом?

— В структуре доходов от предпринимательской деятельности на долю медучреждений, работающих с ФОМСом, приходится 6,8 млрд руб. Но даже с учетом этой технической детали рост доходов значительный — примерно на 20 млрд руб. по сравнению с 2004 г.

— Какова структура расходов?

— Как мы и говорили, приоритетом нашей бюджетной политики является рост капитальных расходов. На эти цели у нас запланировано 27% расходов, или 32 млрд руб.

— Это радикально больше, чем в 2004 г.?

— Конечно, в 2004 г. — 23,6 млрд руб. За последние полгода городская администрация приняла ряд целевых программ: дорожного строительства, газификации, строительства метро, развития теплосетей, создания головных источников электроэнергии. Очень существенные средства — порядка 6 млрд руб. — мы выделяем на жилищное строительство. В следующем году планируем построить более 100 000 кв. м жилья для расселения ветхого аварийного фонда и обеспечения очередников, готовить инженерную инфраструктуру для дальнейшего увеличения объемов. Мы считаем неправильным, что город долго не занимался этим, и собираемся продолжить строительство и в последующие годы.

На программу метрополитена — строительство новых станций, капитальный ремонт старых, а также покупку новых поездов — в бюджете заложено 3 млрд руб. В следующем году начнется ремонт моста Лейтенанта Шмидта, будут строиться подходы к КАД. Выделены серьезные ассигнования на газификацию пригородов, в первую очередь Курортного района.

Нам хотелось бы израсходовать на эти цели больше, с учетом того что бюджетные доходы выросли. Но с перераспределением бюджетных полномочий у нас возросла нагрузка на социальную часть бюджета. Мы увеличили зарплату бюджетников, упорядочили льготы. Администрация подготовила законопроект “О мерах социальной поддержки некоторых категорий граждан в Санкт-Петербурге”, он касается ветеранов, блокадников, пенсионеров и более четко определяет, какие льготы им будут выплачиваться. Дополнительная нагрузка на бюджет при его реализации — около 1,5 млрд руб. Второй законопроект — “О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге” — потребует дополнительного финансирования в объеме 1,7 млрд руб. Мы предусмотрели также потратить 500 млн руб. на празднование 60-летия Победы.

Поэтому бюджет у нас получился с уклоном в инвестиционные расходы и в то же время социальный.

Кстати, последний, третий по счету, этап повышения зарплат бюджетникам завершится еще в этом году, 1 декабря. После этого у нас не будет бюджетников, которые получали бы меньше прожиточного минимума.

В Заксе принят в первом чтении закон о минимальном размере оплаты труда, в соответствии с которым ни одно из предприятий, за исключением федеральных, не сможет выплачивать зарплату ниже прожиточного минимума (по данным Комитета по труду и занятости Петербурга, прожиточный минимум для трудоспособного населения во II квартале 2004 г. составил 3176,8 руб. в месяц). Для того чтобы люди получали нормальную заработную плату, мы сразу законодательно обозначаем ее уровень.

— Как можно обязать к этому негосударственные предприятия?

— Естественно, контроль за выполнением этого норматива непростой. Тем не менее мы считаем важным принять этот закон и потом следить за его исполнением, используя все имеющиеся у нас административные ресурсы. Трудовая инспекция вправе проводить проверки и, соответственно, налагать штрафы на руководителей. Кроме того, этот норматив будет заложен во все документы, касающиеся городского заказа. Ни одно предприятие, которое захочет быть поставщиком Санкт-Петербурга, не сможет выплачивать зарплату ниже прожиточного минимума.

Мы хотим таким образом защитить наших граждан, а также мигрантов, которые приезжают в Петербург работать. Демографическая ситуация в городе достаточно сложная, и в среднесрочной перспективе без притока рабочей силы не обойтись.

Вторая цель, которую мы преследуем, — получить дополнительные доходы за счет подоходного налога и платежей ЕСН. Ситуация, которая сложилась с ФОМСом в связи со снижением ЕСН, нас очень волнует. Бюджету в следующем году придется взять на себя дополнительные расходы в сумме 2,2 млрд руб. по формированию ФОМСа. Норматив минимальной обеспеченности ФОМСа — 720 руб. на человека в год. Если работодатель платит меньше этой суммы, за него доплачивает бюджет или другие работодатели. То есть за предприятия, которые платят низкую зарплату и минимальный ЕСН, и за граждан, которые получают зарплату вчерную, платят предприятия, начисляющие зарплату официально. Вот такая социальная несправедливость.

— Из каких источников будет финансироваться дефицит?

— Основной источник покрытия — это поступления от продажи имущества, которые составят 5 млрд руб.

— Где же столько имущества-то возьмете?

— Поскольку проблем с исполнением бюджета на этот год у нас нет, мы перенесем на следующий год доходы от продажи больших гостиниц: “Октябрьской”, “Прибалтийской”, “Астории” и др.

Кроме того, мы запланировали продать часть недвижимости, которую сейчас сдаем в аренду. Мы считаем, что это избыточные активы, ими сложно управлять, ставки по ним не всегда оптимальные. В общем, это рынок, им нужно каждый день заниматься. Естественно, самые привлекательные объекты на центральных магистралях будем оставлять, ну а остальное — продавать. Это важно еще и с точки зрения поддержки малого бизнеса, который должен иметь возможность купить эти небольшие, как правило, встроенные помещения под магазины, кафе. Мы планируем ежегодно продавать 5-7% такого имущества.

Госдолг планируется увеличить на 3,5 млрд руб. Хотя думаю, что реально он увеличится даже меньше, потому что мы будем стараться получить больше доходов.

— Вы с прошлого года обещаете ввести налоговые льготы для инвесторов. Когда сбудутся эти обещания?

— До конца сентября правительство должно рассмотреть законопроект “О внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах”. Для инвесторов, которые вложат в основные средства более $5 млн, мы на 2% снизим налог на прибыль. Те, кто инвестировал $10 млн, получат льготу в 4%. Кроме того, инвесторы будут платить половину налога на имущества в той части, которая относится к вновь введенным основным средствам. Еще одна льгота по налогу на прибыль будет предоставлена предприятиям, которые работают в инновационной сфере, занимаются программированием, производством полупроводников, биотехнологиями и т. д.

— Сколько из-за льгот недополучит бюджет?

— Тут есть некоторое лукавство. Ведь льготы появятся, когда будут созданы новые фонды. Поэтому я не стал бы называть это потерями. Это плюс к тому, что инвесторы уже платят. А дополнительных доходов можно ожидать уже в 2007 г.

— Недавно губернатор Петербурга рассказала о своих планах привлечь крупный бизнес в качестве налогоплательщиков. Как продвигается эта идея?

— Она работает, губернатор ведет переговоры. Уже есть конкретные результаты. ТНК перечисляет во внебюджетный фонд восстановления Петербурга $25 млн. Уже готов перечень исторических и социальных объектов, на которые пойдут деньги из этого фонда.

А какая-то часть предприятий будет регистрировать здесь филиалы, дочерние компании. Мы обсуждаем возможность предоставления им здесь недвижимости под офисы, земли под строительство. Как только будет результат, губернатор о нем расскажет.

— А что это за компании? Вот “Транснефть” пока притормозила с регистрацией своего петербургского филиала…

— Это не так. Процессы идут. Валентина Ивановна если за что-то взялась, то доводит до конца.

— Это хороший аргумент, но не экономический.

— А в нашей стране экономика с политикой связаны.

— И все-таки что должно заставить компании перейти на налоговый учет в Петербург?

— Первая и, может быть, самая важная причина — комфортность работы в городе, взаимоотношения с городской властью и федеральными структурами. Эти факторы не всегда можно измерить деньгами.

Второе — существующая необходимость. Например, для тех, кто занимается морскими или речными перевозками, лучше сидеть ближе к воде.

Третье — чисто меркантильные денежные вопросы: льготы, возможность получить здесь недвижимость или земельные участки, более дешевая рабочая сила. Например, держать бэк-офис в Москве гораздо дороже, чем в Петербурге.

— Среди этих компаний только государственные?

— И государственные, и частные.

— Какой экономический эффект для бюджета вы рассчитываете получить в итоге этой акции?

— Мы для себя пока видим несколько миллиардов рублей.

— В бюджете они учтены?

— Нет. Это перспектива 2006 г. Если кто-то появится до конца этого года, мы учтем это при подготовке поправок.

БИОГРАФИЯ

Михаил Осеевский родился 30 ноября 1960 г. в Ленинграде. В 1983 г. окончил Ленинградский политехнический институт по специальности “инженерная электрофизика”. С 1983 по 1986 г. — секретарь комитета ВЛКСМ электромеханического факультета политехнического института. С 1986 по 1993 г. — инженер НПО “Электрофизика”. С 1993 по 1999 г. — заместитель управляющего, управляющий Петербургской валютной биржи. В 1999 г. перешел на работу в ПСБ, где был сначала заместителем, а затем первым заместителем председателя правления. В ноябре 2003 г. назначен вице-губернатором. Координирует и контролирует деятельность Комитета финансов, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Лицензионной палаты Санкт-Петербурга, Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга.

Анна Щербакова

Смольный пошел на лишние расходы в проекте бюджета-2005  »
Юридические статьи »
Читайте также