Ветеранам полезны пешие прогулки Так решили в Смольном, готовя проект бюджета на следующий год

Главный финансовый документ года - бюджет Санкт-Петербурга - станет основной темой завтрашнего заседания городского правительства. По сравнению с весенними планами, дефицит вырос вдвое и должен составить 8 млрд. рублей.

Итак, следующий год Петербург снова будет жить в долг. Впрочем, этот факт нисколько не пугает ни чиновников, ни городских политиков, поскольку, судя по официальным откликам, среди них царит всеобщая вера в радужное инвестиционное будущее Северной Пальмиры, а значит, в бесконечное увеличение налоговых поступлений. Эти расчеты, правда, "немного контрастируют" с наблюдаемой в последние годы тенденцией к неуклонному падению прямых инвестиций в городскую экономику.

Тем не менее, по словам председателя бюджетно-финансового комитета ЗакСа (БФК) Владимира Барканова, бюджетные параметры, намечавшиеся весной (101 млрд. руб. доходов и 105 млрд. руб. расходов), будут существенно увеличены - 112 млрд. и 120 млрд., соответственно: "Нам удалось увеличить доходы за счет, во-первых, налоговых сборов (с превышением исполняются налоги на прибыль, на имущество и подоходный), во-вторых, продажи доли городского имущества и, в-третьих, увеличения дополнительных платных услуг медучреждений".

Дырявая соцкорзина

Социальные расходы, которые местная администрация взяла на себя в этом году (с учетом инфляции, по разным оценкам, в 12-20%), формально чуть возрастут: в 2005 году на "социалку" потратят около 15 млрд. руб. против 12 млрд. Однако следует учесть, что на город отныне свалилось многомиллиардное бремя монетизации льгот. И это значит, что в целом социальная корзина Санкт-Петербурга в будущем году "похудеет".

Неудивительно в этой связи, что, по словам председателя БФК, на дополнительное увеличение зарплат и пенсий пока рассчитывать не приходится. Правда, из его слов следует, что городские бюджетники и так катаются, как сыр в масле: "Рост зарплат наших бюджетников значительно опережает рост зарплат федеральных служащих, происходит отток из федеральных ведомств, люди просто отказываются там работать. Пенсии, которые мы поднимем к декабрю, - свидетельство больших бюджетных возможностей, которые пока есть только в Москве и в Петербурге".

Правда, г-н Барканов при этом умолчал о том, что и жизнь в этих мегаполисах недешевая. В будущем году, например, в Петербурге вырастут тарифы на коммунальные услуги, для многих исчезнут льготы и для всех подорожает проезд на общественном транспорте - с 7 до 10 рублей.

Примечательно также и то, какими конкретными суммами решили осчастливить "своих" монетизируемых льготников местные власти. На прошлой неделе были утверждены размеры социальных доплат: труженики тыла получат 450 рублей, ветераны труда и реабилитированные - по 300. По плану администрации, 180 рублей из этой крошечной суммы - на транспортные расходы. Видимо, по мнению смольнинских чиновников (предпочитающих пользоваться собственным, как правило, иностранным легковым транспортом), девяти поездок туда-обратно в месяц для пенсионера вполне достаточно. Однако даже этот "щедрый" дар обойдется городскому бюджету в немалую сумму: закон о монетизации льгот, по оценке БФК, отберет у города 5-6 млрд. (прямые и косвенные расходы).

Кроме того, бюджет СПб потеряет около 3 миллиардов из-за перераспределения в федеральный бюджет части петербургских налогов на прибыль и за пользование водными объектами, а также упразднения налога на рекламу.

Если теперь сложить бюджетные потери от монетизации льгот, а также от изъятия в пользу того же центра части налогов, то аккурат выйдет сумма дефицита городского бюджета - 8-9 млрд. руб.

Так что будем суровы, но справедливы: город вынужден брать в долг не потому, что его "отцы" не умеют сводить дебет с кредитом, а потому, что Петербург (как и другие регионы) элементарно грабят "сверху" - из Кремля и Белого дома.

"Капитальный" бюджет

"Дебютный" бюджетный проект новой администрации (предыдущий верстался еще при Владимире Яковлеве) уже назван бюджетом "капитальных расходов". Под эту строчку авторы запланировали выделить более 30 миллиардов (вдвое больше, чем в прошлом году). Из них почти 70% расходов приходится на Фонд развития инфраструктуры (ФРИ): инженерную подготовку территорий под застройку и расселение ветхого и аварийного жилого фонда.

Научный руководитель "Леонтьевского центра" и один из разработчиков Стратегического плана Санкт-Петербурга Сергей Васильев оценивает такую бюджетную идеологию позитивно: "Как только начинается промышленный рост в экономике региона, власти должны вкладываться в инфраструктуру. К примеру, то, что Яковлев три года подряд вкладывал в дороги, улучшило инвестиционный климат в городе. Но еще более важная составляющая сегодня - инженерная инфраструктура".

К сожалению, внятного комментария по проекту бюджета от местных законодателей получить не удалось, поскольку, за исключением председателя БФК, никому "понюхать" премудрость чиновничьих строк еще не довелось. "При прежнем губернаторе обсуждение бюджета было более открытым, - сетует в этой связи председатель комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Михаил Амосов. - Мы - депутаты вместе с чиновниками - начинали работать над ним еще в мае. Честно говоря, я ожидал ,что при нынешней администрации в процессе совместного обсуждения наметится прогресс, но его не последовало. Скорее, наоборот".

Следует предположить, что после того, как проект бюджета все же будет внесен в ЗакС, выявятся существенные моменты, о которых сегодня не знает никто, за исключением их непосредственных авторов. К сожалению, степень закрытости деятельности городской администрации даже в таком, безусловно, важном для всех горожан вопросе, как подготовка бюджета следующего года, едва ли не военная. Если даже таких "серьезных пассажиров", как депутаты ЗакСа, не подпускают к "святая святых", что уж говорить о журналистах и прочих скромных пешеходах!

Что же касается мажорных экспертных реляций председателя БФК Владимира Барканова, то они все же требуют осторожного и взвешенного к себе отношения, учитывая общий эмоционально-политический настрой этого депутата:

"Как приятно, что не губернатор Яковлев правит нашим городом! Я поработал в его команде в комитете экономики полтора года и прекрасно знал и понимал, как планируется и как расходуется бюджет. Сейчас ситуация в городе кардинально отличается от того, что было до Матвиенко: налицо работоспособность команды, желание обеспечить экономический эффект. Команда Яковлева никогда в жизни не выполнила бы социальный пакет в полном объеме при бюджете в 87 млрд. и не стала бы расселять ветхий и аварийный фонд, а горзаказ по-прежнему также бы разворовывался. А теперь сэкономили на городском заказе целый миллиард! Не хочу льстить губернатору (это неправильно), но я же вижу результат: одну восьмидесятую бюджета взяли - и не своровали! Приятно!

Конечно, и мне бы самому хотелось, чтобы больше денег было на социальную сферу, но у меня сухая работа, я должен дружить с исполнительной властью и работать в соответствии с общими требованиями и задачами города. Я - председатель БФК, который отвечает перед губернатором за принятие бюджета в ЗакСе".

Оксана Попова

Депутаты увеличат доходы бюджета  »
Юридические статьи »
Читайте также